ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А72-135/04-5/16 Дело по заявлению в части правомерности доначисления налоговым органом налога на землю направлено на новое рассмотрение, поскольку судом дана неправильная оценка доказательствам по делу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 октября 2004 года Дело N А72-135/04-5/16

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Завод крупнопанельного домостроения N 2", г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска N 270 от 25.09.2003 о доначислении земельного налога за 2000 - 2002 гг. в сумме 1299729 руб. 97 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2004 требования заявителя удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции МНС Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска N 270 от 25.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 г. в сумме 24071 руб., за 2001 г. - в сумме 24070 руб., за 2002 г. - 160460 руб. 47 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, обе стороны обжаловали их в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Истец, обжалуя решение суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции, просит их изменить в части признания правомерным доначисление налога за 2001 г. - 144414 руб. и за 2002 г. - 1010900 руб.
Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Завод крупнопанельного домостроения N 2" представил в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу за 2000, 2001 и 2002 гг., в которых применена ставка налога 2,7 руб. за кв. м с исчисленными суммами налога, подлежащего уплате в 2000 г. - 722072 руб., 2001 г. - 722072 руб. и за 2002 г. - 722072 руб.
Ранее за 2000 - 2001 гг. им был исчислен и уплачен налог исходя из ставки 3,24 руб. за кв. м (2,7 х 1,2), за 2002 г. - по ставке 6,48 руб. за кв. м (2,7 х 1,2 х 2).
В измененных декларациях заявителем исчислен земельный налог по ставке 2,7 руб., предусмотренной решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, без поправочных коэффициентов, в сумме 722072 руб.
По итогам камеральной проверки измененных деклараций налоговым органом вынесено решение о доначислении земельного налога за 2000 - 2002 гг. в сумме 1299729 руб. 97 коп., при этом налог исчислен по ставке, предусмотренной решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, умноженной на бюджетные коэффициенты 2000 - 2002 гг.,
в 2000 г. - 2,7 руб./кв. м х 1,2 (2000 г.) = 3,24 руб. за кв. м, налог - 866486 руб. 48 коп.;
в 2001 г. - 2,7 руб./кв. м х 1,2 (2000 г.) = 3,24 руб. за кв. м, налог - 866487 руб.;
в 2002 г. - 2,7 руб./кв. м х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) = 6,48 руб. за кв. м, налог - 1732972 руб. 97 коп.
Соответственно налоговым органом произведено доначисление земельного налога:
в 2000 г. - 144415 руб.;
в 2001 г. - 144414 руб.;
в 2002 г. - 1010900 руб. 97 коп.
Как следует из материалов дела, решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г." для налогоплательщиков пятой зоны (левый берег) установлена ставка налога 2,7 руб. за кв. м.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации установление местных налогов является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
В силу ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате на землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
Ставка земли пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от условий хозяйствования.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации N 22 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения размера оплаты труда, следовательно, при расчете земельного налога средние ставки земельного налога следует применять с поправочными коэффициентами, определяемыми Федеральными нормативными актами.
В части исчисления налога за 2000 и 2001 гг. судом принято правильное решение с учетом единообразия в толковании и применении норм права, а доводы, изложенные в кассационной жалобе налогоплательщика по поводу незаконности последовательного применения нескольких коэффициентов для получения ставки земельного налога, не могут быть приняты судом как основание для отмены обжалуемых судебных актов.
Индексация ставок земельного налога по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году, является ничем иным, как одним из механизмов, используемых законодателем для установления реальной ставки земельного налога за конкретный налоговый период.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2.
Следовательно, земельный налог в 2000 г. должен быть начислен по ставке 2,7 руб. за кв. м с применением коэффициента 1,2, предусмотренного ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
Порядок исчисления налога в 2000 г. с коэффициентом 1,2 подлежит применению с 1 марта 2000 г. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 г." N 227-ФЗ принят 31 декабря 1999 г. и вступает в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось в Российской газете с 5 по 20 января 2000 г.
Следовательно, за январь - февраль 2000 г. налог должен быть начислен по ставке 2,7 в сумме 120345 руб., а за март - декабрь 2000 г. - по ставке 3,24 (2,7 х 1,2) в сумме 722071 руб., что за год составляет 842416 руб.
Заявленный налогоплательщиком в первоначальной декларации налог по ставке 3,24 руб. за кв. м уменьшен в измененной декларации по ставке 2,7 руб. за кв. м до 722072 руб., следовательно, доначисление налога должно составлять 120344 руб.
Налоговым органом исчислен земельный налог в сумме 866486 руб. 48 коп. по ставке 3,24 руб. за кв. м, доначислено 144415 руб.
В этой части судом принято правильное решение об излишнем доначислении земельного налога в сумме 24071 руб. (144415 - 120344 = 24071).
По 2001 г. позиция кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа полностью совпадает с позицией Арбитражного суда Ульяновской области.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Земельный налог в 2001 г. следует исчислять по ставке 2,7 руб. за кв. м с применением коэффициента 1,2, предусмотренного ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", что составляет 3,24 руб. за кв. м.
При этом порядок исчисления налога в 2001 г. с коэффициентом 1,2 подлежит применению с 1 марта 2001 г. с учетом требований ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 г." N 150-ФЗ принят 27 декабря 2000 г. и вступает в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось в Российской газете с 4 по 10 января 2001 г.
С учетом того, что согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за январь - февраль 2001 г. налог следует исчислять по ставке 2,7 в сумме 120345 руб., соответственно за март - декабрь 2001 г. - по ставке 3,24 (2,7 х 1,2) в сумме 722071 руб., что по году составляет 842416 руб.
Исходя из изложенного выше, инспекцией излишне доначислен земельный налог в сумме 24070 руб.
Ставки налога на 2002 г. суд применяет исходя из решения Ульяновской городской Думы "Об утверждении территориально-экономического зонирования г. Ульяновска" N 120 от 26.09.2001, в соответствии с которым ставка налога для налогоплательщика 5 зоны составляет 5,88 руб. за 1 кв. м без поправочного коэффициента, установленного ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Поскольку решение N 120 от 26.09.2001 отменено Ульяновской городской Думой с 01.01.2002, оно не подлежит применению в рассматриваемом периоде, что отмечено обеими сторонами в кассационных жалобах.
Не вызывает сомнений тот факт, что в 2002 г. также действовало решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99.
В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые судебные акты в части правомерности доначисления налоговым органом налога на землю за 2002 г. с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом в этой части дана неправильная оценка доказательств по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 09.08.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-135/04-5/16 отменить о признании недействительным решения Инспекции МНС Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска N 270 от 25.09.2003 по доначислению налога за 2002 г. с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение от 04.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 09.08.2004 оставить без изменения.
Кассационные жалобы удовлетворить частично.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А65-9385/04-СА1-23 Положения Налогового кодекса РФ, регламентировавшие до 01.01.2004 порядок применения специальных налоговых режимов, не содержали для хозяйствующих субъектов, изначально применяющих упрощенную систему налогообложения, какого-либо прямого запрета для ее одновременного применения с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в случаях начала осуществления видов деятельности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также