ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А65-4490/2004-СА1-37 Нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 октября 2004 года Дело N А65-4490/2004-СА1-37

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Авиастроительному району г. Казани Республики Татарстан
на решение от 29.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4490/2004-СА1-37
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Трейд" о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Авиастроительному району г. Казани Республики Татарстан от 20.02.2004 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6353 руб. 33 коп. и обязании ответчика возместить данную сумму,
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 29.04.2004, которым указанный выше иск удовлетворен в полном объеме, в том числе на том основании, что истец документально подтвердил свое право на применение по налогу на добавленную стоимость ставки 0% по экспорту, представив полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, и право на налоговые вычеты.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в иске, настаивая на правомерности своего ненормативного акта, указывая на неправильное применение судом норм материального права, поскольку поставщики истца не уплатили налог на добавленную стоимость в бюджет и не создали источник для возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя истца, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что арбитражным судом первой инстанции установлено представление истцом в налоговый орган вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за ноябрь 2003 г. полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, что ответчиком не оспаривалось.
Кроме того, были представлены документы в подтверждение права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным на территории России у российских поставщиков.
Договором N 20-11 от 20.11.2002 с Обществом с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс", счетом-фактурой, платежными документами подтверждено, что истец приобрел у указанного Общества товары, которые впоследствии экспортировал, оплатил поставщику налог на добавленную стоимость в стоимости товара, оприходовал его. Данные обстоятельства подтверждены и материалами встречной проверки поставщика, который отразил в налогооблагаемом обороте полученные у истца средства. Вместе с тем налоговым органом было установлено приобретение спорного товара Обществом с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс" у Общества с ограниченной ответственностью "Лайт-Групп", г. Москва, проверить которое не представилось возможным. Именно данное обстоятельство явилось основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, так как, по мнению налогового органа, истец не подтвердил факт уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет.
Однако такая позиция налогового органа является ошибочной, она противоречит требованиям гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных ст. 165 названного Кодекса.
Пунктом 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налоговых вычетов, предусмотренные ст. 171 названного Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п/п. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Следовательно, право на возмещение из бюджета суммы налога, уплаченного поставщику экспортированного впоследствии товара, возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога поставщику, реально произведенного экспорта именно тех товаров, которые были приобретены у этого поставщика, и оплаты иностранным покупателем экспортного товара.
Названные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве экспортных товаров, а также не устанавливают обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению подтвердить нахождение поставщика экспортированного товара по месту своей регистрации, а также получение и оприходование им выручки, уплаченной за товары (работы, услуги) по его счетам-фактурам, и перечисление в бюджет полученных от покупателя сумм налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и предусмотренных ст. 165 Кодекса документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг), и уж тем более поставщиками поставщиков.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов. В оспариваемом же решении Инспекции не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, предусмотренных ст. ст. 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации, либо на их несоответствие требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Авиастроительному району г. Казани Республики Татарстан не представила в суд первой инстанции доказательства, опровергающие данные обстоятельства.
Кроме того, налоговый орган не учитывает, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога. Еще больше отсутствует данная обязанность в отношении поставщиков поставщиков налогоплательщика.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных п. п. 1 и 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке ст. ст. 45, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4490/2004-СА1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А65-4276/2004-СА2-11 В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также