ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А55-16110/03-22 Арбитражный суд отказал в признании недействительным решения территориального управления по антимонопольной политике, т.к. истец, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, не изменяя утвержденные тарифы, но используя завышенную тарификацию оплаты своих услуг, применяет междугородные тарифы оплаты телефонной связи при осуществлении местных соединений между абонентами стационарной связи и абонентами сотовой связи, фактически не оказывая услуг по осуществлению междугородних соединений.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 октября 2004 года Дело N А 55-16110/03-22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
на Постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2004 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-16110/03-22
по заявлению Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком", г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения,
третьи лица: Закрытое акционерное общество "СМАРТС", г. Самара, Открытое акционерное общество "Билайн-Самара", г. Самара, Открытое акционерное общество "МСС-Поволжье", г. Самара, Министерство России по связи и информатизации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВолгаТелеком" (далее - ОАО "ВолгаТелеком") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарскому территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 26 от 12.11.2003 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного антимонопольным органом на основании оспариваемого решения от 12.11.2003.
Решением суда от 20.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2004 решение суда отменено, заявленные ОАО "ВолгаТелеком" требования удовлетворены. Решение комиссии антимонопольного органа от 12.11.2003 по делу N 26 о выдаче ОАО "ВолгаТелеком" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 12.11.2003 признано незаконным.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить Постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, ОАО "ВолгаТелеком" нарушило установленный порядок ценообразования, что запрещено ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1). Антимонопольный орган считает, что ОАО "ВолгаТелеком" неправомерно применяет к телефонным соединениям от абонентов стационарной телефонной сети г. Тольятти к абонентам сотовой подвижной связи (далее - абоненты СПС), использующих выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации, тарифы на услуги междугородной связи.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ВолгаТелеком" просит оставить ее без удовлетворения, а Постановление суда апелляционной инстанции - без изменения, указывая на несостоятельность доводов антимонопольного органа.
Третьи лица: Открытое акционерное общество "МСС-Поволжье" (далее - ОАО "МСС-Поволжье"), Закрытое акционерное общество "Смартс" (далее - ЗАО "Смартс") - в отзывах просят отменить Постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 20.02.2004, ссылаясь на то, что тарификация вызовов при пропуске трафика or абонентов телефонных сетей общего пользования (далее - ТфОП) г. Тольятти к абонентам ОАО "МСС-Поволжье" и ЗАО "Смартс" при наличии реализованного присоединения сети СПС должна проводиться по тарифам операторов ТфОП на услуги местной, а не междугородной связи, поскольку тарификация вызовов по местным тарифам зависит от наличия или отсутствия реализованного присоединения центров коммутации СПС к автоматической междугородней телефонной станции (далее - АМТС), а не от наличия центра коммутации СПС в населенном пункте.
Третье лицо - Министерство связи и информатизации Российской Федерации в письменном объяснении на обжалуемое решение суда указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы и просило Постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступили заявления операторов сети общего пользования города Тольятти Общества с ограниченной ответственностью "Леткой", Общества с ограниченной ответственностью "Атака высоких технологий" и операторов СПС - Открытого акционерного общества "БилгЙн-Самара", Открытого акционерного общества "Вымпелком-Регион" (далее - ОАО "Вымпелком-Регион"), содержащие сведения о том, что ОАО "ВолгаТелеком" неправомерно применяет к телефонным соединениям от абонентов стационарной телефонной сети города Тольятти к абонентам СПС, использующих выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации, тарифы на услуги междугородной связи.
12.11.2003 антимонопольным органом было принято решение о выдаче ОАО "ВолгаТелеком" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В решении было отражено, что сети операторов СПС ОАО "МСС-Поволжье", ЗАО "Смартс", ОАО "Вымпелком-Регион" присоединены на междугороднем уровне к АМТС, расположенной в городе Самара (географический код нумерации 846), и АМТС, расположенной в городе Тольятти (географический код нумерации 848), принадлежащей ОАО "ВолгаТелеком". Центры коммутации СПС ОАО "МСС-Поволжье", ОАО "Вымпелком-Регион" расположены в городе Самаре, центры коммутации СПС ЗАО "Смартс" расположены в городе Самаре и городе Тольятти. Соединительные линии между АМТС-846, АМТС-848 и центрами коммутации СПС организованы операторами СПС и являются принадлежностью сетей СПС соответствующих операторов. При соединении абонентов ТфОП города Тольятти с абонентами СПС, использующими выделенную нумерацию в кодах DEF, ресурсы междугородной связи ОАО "ВолгаТелеком" не используются, поскольку такое соединение обеспечивается линиями СПС операторов подвижной связи. ОАО "ВолгаТелеком" выставляло счета за услуги междугородной связи, к которым также отнесены соединения с абонентами СПС, использующими нумерацию в кодах DEF, тарифицированные в соответствии с разделом 2 Прейскуранта N 125-4/01 "Тарифы на услуги электросвязи" по первой тарифной зоне, т.е. в размере 2,1 руб. за минуту соединения, чем нарушила установленный нормативными актами порядок ценообразования, что запрещено ст. 5 Закона N 948-1.
В предписании ОАО "ВолгаТелеком" было предложено в срок до 01.12.2003 прекратить нарушение ст. 5 указанного Закона и с этой целью:
1. Прекратить применять тарифы на услуги междугородной телефонной связи к соединениям абонентов ТфОП г. Тольятти с абонентами СПС, использующими выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации, операторов подвижной связи, действующими на территории Самарской области (ЗАО "Смартс", ОАО "МСС-Поволжье", ОАО "Вымпелком-Регион"),
2. Прекратить выставление счетов операторам ТфОП города Тольятти, самостоятельно тарифицирующих междугородние соединения своих абонентов, с применением тарифов на междугородние соединения к соединениям абонентов ТфОП с абонентами СПС, использующими выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации.
3. Применять к указанным соединениям тарифы на услуги местных телефонных соединений, утвержденные решением Правления Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации N 07/05-1 от 21.05.2003.
4. Известить абонентов Самарской области о порядке предоставления услуг связи при соединении абонента ТфОП с абонентами СПС, использующими выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации, ЗАО "Смартс", ОАО "МСС-Поволжье", ОАО "Вымпелком-Регион" и порядке тарификации таких соединений, в частности, для абонентов города Самары, города Тольятти, города Сызрани, города Новокуйбышевска, исходя из реализованных схем присоединения сетей подвижной связи операторов СПС к
сетям общего пользования.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "ВолгаТелеком" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "ВолгаТелеком", арбитражный суд исходил из того, что ОАО "ВолгаТелеком" доминирует на товарном рынке, а в силу ст. 12 Закона N 948-1 антимонопольные органы вправе выдавать таким хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Суд признал правомерными выводы ответчика о нарушении заявителем установленного порядка ценообразования и ст. 5 Закона N 948-1. Суд первой инстанции указал на то, что, императивно подходя к рекомендации применения тарифов на услуги междугородной связи для абонентов стационарной сети при пропуске трафика от абонентов стационарных сетей городов с выделенными кодами географических зон нумерации к абонентам сотовой сети, использующим выделенную для субъектов России нумерацию в кодах DEF, и закрепленную за размещенными в городе Самаре центром коммуникации сетей сотовой связи, ОАО "ВолгаТелеком" игнорировало различные подходы к тарификации оказываемых услуг, установленные п. п. 2.1 - 2.6 Рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства связи Российской Федерации от 30.04.2003 N 51.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в оспариваемом решении и в решении суда первой инстанции не отражено, в чем именно заключается злоупотребление ОАО "ВолгаТелеком" своим доминирующим положением на рынке услуг телефонной связи и какие действия совершил субъект по ценообразованию на предоставляемые услуги связи. По мнению суда апелляционной инстанции, фактически между ОАО "ВолгаТелеком" и указанными в оспариваемом решении ответчика операторами СПС имеет место спор не о завышении утвержденных тарифов на услуги телефонной связи, а об отнесении указанных соединений стационарных абонентов ТфОП города Тольятти с абонентов СПС к услугам местной или междугородной связи с применением соответствующих тарифов, утвержденных Министерством по антимонопольной политике Российской Федерации, что не подпадает под действие ст. 5 Закона N 948-1.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно ст. 5 Закона N 948-1 запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия, как навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 715 тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Как следует из материалов дела, решением Правления Министерства по антимонопольной политике России от 18.12.2002 N 21/11-5-р, утвержденным Приказом антимонопольного органа от 24.12.2002 N 849, ОАО "ВолгаТелеком" включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "ВолгаТелеком" доминирует на товарном рынке, является обоснованным.
В силу ст. 12 Закона N 948-1 антимонопольный орган в случае нарушения антимонопольного законодательства вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий. Поэтому вывод суда первой инстанции об обоснованности принятия антимонопольным органом оспариваемого решения и предписания является правомерным.
Решением Правления антимонопольного органа от 21.05.2003 N 07/05-2, утвержденным Приказом антимонопольного органа от 26.05.2003 N 157, установлены тарифы на услуги телефонной связи, предоставляемые ОАО "ВолгаТелеком".
ОАО "ВолгаТелеком" при соединении абонентов ТфОП города Тольятти с абонентами СПС, использующими выделенную нумерацию в кодах негеографических зон нумерации DEFab, DEFabl операторов СПС, действующих на территории Самарской области применяет тарифы в размере большем, чем было установлено Решением Правления антимонопольного для местных телефонных соединений (разговоров).
Из материалов дела усматривается, что операторы СПС, участвующие в качестве третьих лиц в рассмотрении данного дела, имеют либо центры коммутации в городе Тольятти, либо реализованное присоединение ЦК СПС города Самары и АМТС города Тольятти.
В силу Положения о Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 265, указания Министерства Российской Федерации по связи и информатизации по техническим вопросам, обращенные к непосредственным участникам рынка оказания услуг связи в Российской Федерации, являются для последних обязательными для исполнения.
В деле имеются письма Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (т. 2, л. д. 19 - 24, 25, 26), из которых видно, что наличие реализованного присоединения ЦК СПС города Самары и АМТС города Тольятти равнозначно наличию центра коммутации в городе Тольятти и, соответственно, при использовании оператором такой схемы тариф предлагается устанавливать в соответствии с применяемой на сети местной телефонной связи системой оплаты услуг телефонной связи.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Госсвязьнадзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Самарской области от 07.10.2003 N ОГЭС-694-10/549, оценившего техническую часть реализации проектов строительства сетей операторами СПС в городе Тольятти. Согласно данному письму при реализации проектов присоединения к АМТС (код ABC 848) города Тольятти сетей операторов СПС ОАО "МСС-Поволжье", ОАО "Вымпелком-Регион" и ЗАО "СМАРТС", телефонные соединения абонентов ТфОП города Тольятти с абонентами СПС, имеющими нумерацию в кодах негеографических зон нумерации (коды DEF), являются местными телефонными соединениями, поскольку междугородние и внутризоновые каналы связи, принадлежащие ОАО "ВолгаТелеком", при установлении соединений и пропуске трафика между стационарными абонентами города Тольятти и абонентами сетей СПС не задействуются.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.10.2004 n А55-15266/03-27 Дело по иску о признании права собственности на объекты недвижимого имущества передано на новое рассмотрение для дополнительного анализа сделки по приватизации объекта, являющегося сложной вещью, в которую входят оспариваемые здания как составные части.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также