ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.10.2005 n А65-28638/2004-СГ3-25 Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части взыскания платежей за первое полугодие 2003 года т.к. в оспариваемом периоде базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды не были нормативно закреплены.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 октября 2005 года Дело N А65-28638/2004-СГ3-25

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альтаир - Комбинат производственных предприятий", г. Казань,
на решение от 01.06.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28638/2004-СГ3-25
по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, к Обществу с ограниченной ответственностью "Альтаир - Комбинат производственных предприятий", г. Казань, о взыскании 1303166 руб. 39 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым требованием к ООО "Альтаир-КПП" о взыскании (с учетом уточнения) 1303166 руб. 39 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2003 г.
Решением от 01.06.2005 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные требования.
Апелляционной инстанцией суда законность и обоснованность решения не проверялись.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в своей кассационной жалобе просит его отменить как не соответствующий нормам права, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда принято с неправильным применением норм материального права в части взыскания платы за первое полугодие 2003 г. за негативное воздействие и во втором полугодии 2003 г. в части взыскания платы за размещение отходов производства и потребления.
Истец с доводами кассационной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в его отзыве.
В судебном заседании объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 24.10.2005 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей истца, ответчика, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки природоохранной деятельности ответчика заявителем составлен акт и ответчику направлена претензия об уплате платежей за негативное воздействие Общества на окружающую среду в 2002 - 2003 гг.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не выполнил требования об оплате платежей, заявитель обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя в части взыскания с ответчика 1303166 руб. 39 коп. за 2003 г., суд исходил из его правомерности и доказанности, сославшись при этом на ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002, Постановления Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.92 и N 344 от 12.06.2003.
В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования и периода начисления платы за загрязнение окружающей природной среды судебная коллегия считает вывод суда недостаточно обоснованным.
Пунктом 2 Постановления 28.08.92 N 632 Правительство Российской Федерации делегировало Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора полномочия по утверждению базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 приведенная правовая норма признана недействующей, поскольку федеральные законы не предусматривают делегирование Правительством Российской Федерации полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О также сформулирована правовая позиция, согласно которой делегирование Правительству Российской Федерации федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платежей вводятся Правительством Российской Федерации. Следовательно, нормативы и коэффициенты, указанные в письме Минприроды России от 27.11.92 "Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду", установлены с превышением полномочий.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.04.2002 N 187 признаны недействующими Базовые нормативы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные 27.11.92.
В настоящее время нормативы платы за загрязнение окружающей среды утверждены Правительством Российской Федерации (от 12.06.2003 N 344), вступившим в действие с 30.06.2003.
Таким образом, в первом полугодии 2003 г. базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды не были нормативно закреплены.
Поэтому у заявителя не имелось правовых оснований для начисления ответчику платы за загрязнение окружающей среды за 1, 2 кварталы 2003 г.
Судебный акт в указанной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание вышеуказанное, определить получателя платежей как неналоговых доходов применительно к положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, установить размер указанных платежей, начисленных без учета 1, 2 кварталов 2003 г., и принять законный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2005 по делу N А65-28638/2004-СГ3-25 в части взыскания с Общества с ограниченной ответственностью "Альтаир-КПП", г. Казань, в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, 1303166 руб. 39 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.10.2005 n А57-1837/04-19 Исковые требования о взыскании убытков, причиненных утратой зерна, переданного ответчику на хранение, удовлетворены, поскольку хранитель не исполнил свои обязательства по возврату спорного зерна, полученного им по договору хранения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также