ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.10.2004 n А57-14506/03-25 Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых месторождений, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 октября 2004 года Дело N А57-14506/03-25

(извлечение)
Общество с ограниченной Ответственностью "Тетис-С", г. Саратов, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Саратовской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 12 по Саратовской области, г. Саратов, за N 73 от 26.06.2003 и требований за N 133 и N 134 от 26.06.2003.
Решением суда от 22.04.2004 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 05.10.2004 до 9 час. 50 мин. 07.10.2004.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы, изложенные в жалобе, а также заслушав представителя истца, не находит основания для отмены решения суда и Постановления апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, в соответствии с лицензией на право пользования недрами серии СРТ N 00145 НП, выданной Комитетом природных ресурсов по Саратовской области 21.01.99, Общество с ограниченной ответственностью "Тетис-С" в 2001 г. осуществляло геологическое изучение Елшано-Курдюмского лицензионного участка для переоценки запасов месторождения нефти.
Использование недр в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" является платным (ст. 39 Закона).
Согласно ст. 41 указанного Закона платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного надзора.
Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, внесение обязательных индивидуально-возмездных федеральных платежей является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений), поскольку они предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.
Из заявленных исковых требований следует, что налоговый орган неправомерно привлекает истца к ответственности за непредставление расчета за право пользования недрами за январь месяц 2001 г., поскольку такая обязанность у заявителя отсутствовала, кроме этого порядок и сроки подачи налоговой отчетности по платежам за право пользования недрами за январь 2001 г. нельзя приравнивать к налоговой декларации, так же как и расчет по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы неправомерно, поскольку истец за 2001 г. не являлся плательщиком данного налога.
Позиция налогового органа иная.
По мнению налогового органа, Общество с ограниченной ответственностью "Тетис-С" должно быть привлечено к налоговой ответственности за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 г. и непредставление отчетности за этот период, поскольку заявителем не были возмещены все затраты на поиск и разведку разрабатываемых месторождений, понесенные государством.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой принято оспариваемое решение.
Налоговой проверкой установлен факт непредставления истцом налоговой отчетности по платежам за право пользования недрами за январь месяц 2001 г.
В силу п/п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации представление налоговой отчетности является обязанностью налогоплательщика.
Суд при рассмотрении дела о правомерности решения налогового органа в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Тетис-С" к налоговой ответственности за непредставление налоговой отчетности по платежам за право пользования недрами обоснованно пришел к выводу о том, что привлечение налогоплательщика к ответственности основано на различном толковании налоговым органом и налогоплательщиком положений п. 22 и п. 23 Инструкции Минфина Российской Федерации от 04.02.93 N 8, Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17 и Госторгтехнадзора Российской Федерации от 04.02.93 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", которой определены порядок и сроки внесения платежей за пользование недрами и представление налоговой отчетности по этим платежам.
В соответствии с п. 23 названной Инструкции сроки представления налоговой отчетности по платежам за пользование недрами определяются сроками уплаты указанного налога за отчетный период, однако сам отчетный период Инструкцией не установлен. Неопределенность положений Инструкции Минфина Российской Федерации от 04.02.93 N 8, Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17 и Госторгтехнадзора Российской Федерации от 04.02.93 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" относительно установления отчетного периода по налогу при возложении на налогоплательщика обязанности по представлению налоговой отчетности исключает по смыслу п. п. 6, 7 ст. 3 и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации применение ответственности, следовательно, вывод суда в этой части является правильным.
Кроме того, обязанность по представлению налоговой отчетности, установленной Инструкцией, не может быть признана налоговым правонарушением по ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Тетис-С" к налоговой ответственности за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и непредставление налоговой отчетности по этим отчислениям суд кассационной инстанции считает выводы суда как основанные на материалах дела.
При рассмотрении дела суд обоснованно пришел к выводу о том, что при предоставлении Обществом с ограниченной ответственностью "Тетис-С" лицензии на пользование недрами запасы природных ресурсов (нефти), разведанные за счет государственных средств, в пределах Елшано-Курдюмского были полностью выработаны, о чем свидетельствуют письма Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР Российской Федерации по Саратовской области N М-1627 от 21.11.2003, протокол заседания Центральной комиссии Министерства природных ресурсов Российской Федерации по государственной экспертизе запасов нефти N 54-99 (М) от 01.03.98, а также комплексных исследований скважин нефтяных оторочек, выполненных ДОАО "ВНИПИгаздобыча" и отчет об оценке добытых возможностей залежей участка Елшано-Курдюмского ПХП по нефтяной оторочке.
Материалами дела и доказан тот факт, что истец за счет собственных средств производил изыскание и разведку полезных ископаемых.
Согласно лицензионному соглашению, являющемуся неотъемлемой частью лицензии СРт N 00415НП, выданной 21.01.99 (ст. 14.2), истец производит платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисляет их согласно действующему законодательству.
Между тем согласно ст. 44 Закона Российской Федерации "О недрах" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производят пользователи недр, осуществляющие добычу за счет государственных органов.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых месторождений, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что запасы природных ресурсов, разведанные за счет государственных средств, в пределах указанного участка выработаны полностью, а Обществом с ограниченной ответственностью "Тетис-С" ведется геологическое изучение этого участка.
При сложившихся обстоятельствах Арбитражным судом Саратовской области правомерно применена ст. 44 Закона Российской Федерации "О недрах", определяющая круг плательщиков отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Поскольку Общество с ограниченной ответственностью "Тетис-С" не относится к категории пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, судом обоснованно сделан вывод о том, что ООО "Тетис-С" не является плательщиком указанных отчислений, не обязано было уплачивать налог и представлять налоговую отчетность по этому налогу.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты как принятые при полном изучении доказательств по делу с правильным применением норм материального права, в связи с чем не видит оснований для их отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 08.07.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-14506/03-25 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 12 по Саратовской области, г. Саратов, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.10.2004 n А57-13793/03-7 При вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения арбитражный суд вправе, принимая во внимание все смягчающие обстоятельства, уменьшить размер штрафных санкций.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также