ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.10.2004 n А72-252/04-17/12 При неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов возможно прекращение или ограничение подачи энергоресурсов потребителю.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 октября 2004 года Дело N А72-252/04-17/12

(извлечение)
Жилищно-коммунальное муниципальное предприятие "Левый берег" (ныне именуемое Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Производственному объединению "Энергосбыт" и Открытому акционерному обществу "Ульяновскэнерго" (с учетом изменения предмета иска в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о регулировании разногласий, возникших при заключении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде N 501 от 23.10.2003, и просило принять в редакции, изложенной им в протоколе разногласий, п. п. 2.2.2, 2.3.4, 4.3, 5.3, 7.6 договора и исключить по всему тексту договора слова "прекращать" и "прекращение".
С согласия истца суд в соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключил из числа ответчиков Обособленное предприятие "Энергосбыт", являющееся структурным подразделением Открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", не обладающее правами юридического лица.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2004 п. п. 2.2.2, 4.3, 5.3, 7.6 договора приняты в редакции Открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", слова "прекращать" и "прекращение" в абз. 1 п. 2.3.4, заключительном абз. п. 6.1, п. п. 7, 3.3, 7.7 оставлены в редакции Открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", из п. 2.3.4 исключен абз. 8 следующего содержания: "при возникновении дефицита тепловой мощности источников тепла".
Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком", г. Ульяновск, - просит решение и Постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В положении N 4 к п. 2.2.2 договора в редакции энергоснабжающей организации предусмотрен температурный график работы теплосети ОАО "Ульяновскэнерго" на выводах УТЭЦ 1, 2, 3 150/70 град. Цельсия со срезкой на 95 град. Цельсия на отопительный сезон 2003 - 2004 гг.
Данный пункт в редакции абонента устанавливает температурный график работы УТЭЦ 1, 2, 3 150/70 град. Цельсия на отопительный сезон 2003 - 2004 гг. со срезкой на 115 град. Цельсия (открытая система теплоснабжения).
Как видно из Приложения 11к СНИП 2.04.05-91 (л. д. 50, т. 1), предложенная ответчиком редакция п. 2.2.2 договора и разработанный им температурный график работы теплосети Открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" на отопительный сезон 2003 - 2004 гг., согласованный с Мэром г. Ульяновска, соответствуют указанным СНИП.
Истец не представил доказательств того, что данные СНИП не обеспечивают поддержание необходимого теплового режима в жилых помещениях в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд обоснованно принял п. 2.2.2 договора в редакции ответчика.
Согласно п. 4.3 договора абонент дополнительно оплачивает теплоноситель (стоимость химически очищенной воды для подпитки теплосети) по установленному ОАО "Ульяновскэнерго" тарифу.
Абонент предлагает дополнить пункт о согласовании тарифа с абонентом.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных Законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Порядок государственного регулирования цен определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)". Этим же актом утверждены перечни товаров и услуг, на которые устанавливаются цены.
Государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Право самостоятельно устанавливать тарифы на теплофикационную воду предоставлено энергоснабжающей организации решением РЭК Администрации Ульяновской области от 22.01.2003 N 3, поэтому п. 4.3 договора обоснованно принят судом первой инстанции в редакции ответчика.
Пунктом 5.3 договора в редакции энергоснабжающей организации предусмотрено, что "абонент обязуется производить оплату за расчетный период по настоящему договору до следующих дат:
до 10 числа расчетного месяца - 1-й промежуточный платеж в размере 45% от стоимости объема фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя аналогичного периода прошлого года платежными поручениями абонентом самостоятельно;
до 20 числа расчетного месяца - 2-й промежуточный платеж в размере 45% стоимости фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя аналогичного периода прошлого года платежными поручениями абонентом самостоятельно;
до 15 числа месяца, следующего за расчетным, - окончательный расчет за фактическое потребление тепловой энергии и теплоносителя расчетного периода с исключением суммы промежуточных платежей расчетного периода и прочие платежи по платежным требованиям энергоснабжающей организации с акцептом абонента;
если дата оплаты приходится на выходные или праздничные дни, то расчетным считается день, следующий за ним.
Абонент предлагает изложить п. 5.3 договора в следующей редакции: "Плата за теплоэнергию и горячую воду производится по платежным требованиям энергоснабжающей организации с приложением счета-фактуры с акцептом абонента. Плата абонента производится до 25-го числа в следующем за расчетным месяце по счету-фактуре с учетом фактического потребления теплоэнергии и ХОВ".
Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по договору энергоснабжения, в ст. 544 устанавливает, что оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации" от 14.04.95 N 41-ФЗ (в ред. от 07.07.2003), которой предусмотрено, что "оплата электрической и тепловой энергии производится за фактическое принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 начиная с 1 апреля 2000 г. оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений) тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения.
Таким образом, порядок расчетов, установленный энергоснабжающей организацией, полностью соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов.
Суд обоснованно учел, что истец является коммерческой организацией и на закупаемые энергоресурсы также заключил договоры, в том числе и с применением авансовой формы платежей.
Порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N 1, согласно которому на основании п. 5 ст. 486 и п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов возможно прекращение или ограничение подачи энергоресурсов потребителю, поэтому п. 7.6 договора принят судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-252/04-17/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.10.2004 n А72-2013/04-7/259 Дело по заявлению налогового органа о взыскании задолженности по налогу передано на новое рассмотрение для проверки правильности исчисления и уплаты налога в указанный период.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также