ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.10.2004 n А55-925/04-3 Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 октября 2004 года Дело N А55-925/04-3

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Эгида" (далее - ООО "Эгида") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары (далее - Налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене Постановления N 13-19/17 от 09.01.2003 о привлечении к административной ответственности ООО "Эгида" по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания, штрафа в размере 30000 руб.
Решением от 19.02.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2004, в иске отказано.
ООО "Эгида", обжалуя судебные акты в кассационном порядке, указывает в жалобе на отсутствие вины Общества в совершении административного правонарушения и состава правонарушения, так как им были приняты все меры по соблюдению требований по применению контрольно-кассовой техники продавцом-кассиром, которая и является субъектом данного правонарушения.
Заявитель кассационной жалобы просит Постановление налогового органа отменить, производство по делу прекратить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 28.12.2003 Налоговой инспекцией в ходе проверки выполнения ООО "Эгида" Федерального закона от 22.05.2003 N 54 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт" выявлено нарушение в винно-водочном отделе магазина "Чебурашка", принадлежащего Обществу: осуществление торговых операций продавцом-кассиром Галиевой Г.З. без применения ККМ.
Результаты проверки отражены в акте N 1011 от 28.12.2003.
По факту правонарушения составлен протокол N 1 от 05.01.2004 о совершении ООО "Эгида" административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководителем Налоговой инспекции вынесено Постановление N 13-19/17 от 09.01.2004 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа на ООО "Эгида" в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Постановления административного органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности материалами дела факта совершения Обществом "Эгида" административного правонарушения в виде продажи товара без применения контрольно-кассовой машины и наличия вины юридического лица в нарушении требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, а также соблюдения налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Самарской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В связи с тем, что обязанность по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, соответственно они подлежат привлечению к ответственности за неисполнение данной обязанности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Неисполнение работником юридического лица, выполняющим обязанности продавца, своих трудовых обязанностей, в число которых входит применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением работниками, действовавшими в его интересах, своих трудовых обязанностей. Все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, производятся от его имени, следовательно, принимая на работу продавца, юридическое лицо несет ответственность за неприменение контрольно-кассовой машины.
Вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение (п. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что факт неприменения контрольно-кассовой машины установлен и не оспаривается Обществом. Следовательно, ООО "Эгида" правомерно привлечено к ответственности за данное правонарушение, так как Обществом не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовой машины, поскольку не было обеспечено соблюдение его работником требований Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Довод заявителя кассационной жалобы о проведении Налоговой инспекцией контрольной закупки в процессе проверки Общества не нашел документального подтверждения.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 29.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-925/2004-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.10.2004 n А55-905/04-4090/-4-11 Арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления НДС, т.к. материалами дела опровергается довод налогового органа о том, что заявитель дважды возместил из бюджета сумму НДС.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также