ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09 - 05.10.2004 n А72-4264/04-8/387 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о доначислении суммы ЕСН и пени передано на новое рассмотрение для исследования вопроса фактической уплаты налога при уменьшении сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 сентября - 5 октября 2004 года Дело N А 72-4264/04-8/387

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району, г. Ульяновск,
на решение от 18.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-4264/04-8/387
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району, г. Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 18 мая 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский", г. Ульяновск, удовлетворены. Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 20 от 19.01.2004 признано недействительным.
В обоснование решения суд указал, что привлечение к налоговой ответственности за неполную уплату обязательных платежей, которые носят характер аванса, является неправомерным, поскольку авансовые платежи впоследствии могут подлежать возврату.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком представлен в налоговый орган расчет по единому социальному налогу за 9 месяцев 2003 года, в соответствии с которым заявлена к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации сумма налога за третий квартал 2003 года в сумме 616919,15 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленного расчета налоговым органом установлено, что Предприятием неправомерно уменьшена сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за третий квартал 2003 года, которые фактически не уплачены за отчетный период.
По результатам камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2003 года налоговым органом вынесено решение N 20 от 19.01.2004, в соответствии с которым Предприятию доначислен налог за третий квартал, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 606106,77 руб., а также начислены пени в размере 38533,14 руб.
Кроме этого, ответчиком выставлено требование N 283 от 19.01.2004 об уплате недоимки по единому социальному налогу и пеней в срок до 29.01.2004, которое заявителем не исполнено.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая недействительным решение налогового органа, признал неправомерным применение налоговой ответственности за неполную уплату обязательных платежей, которые носят характер аванса и могут быть впоследствии возвращены.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными и сделанными без учета всех обстоятельств дела.
Согласно решению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 20 от 19.01.2004 налогоплательщик не привлекался к налоговой ответственности, а следовательно, в указанной части спор не подлежал рассмотрению в суде ввиду отсутствия его предмета.
Кроме этого, судом не учтено то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно ст. 24 указанного Федерального закона уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее пятнадцатого числа, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Пункт 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Данный порядок установлен законодательством для реализации механизма выплаты пенсий за счет двух источников: средств федерального бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации, который предусмотрен в ст. 9 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно данной норме финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом не исследован вопрос фактической уплаты налога при уменьшении сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за третий квартал 2003 года.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права и передать дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18 мая 2004 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-4264/04-8/387 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09.2004 n А72-2791/04-7/343 Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также