ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28 - 30.09.2004 n А65-21127/03-СА2-11 Арбитражный суд удовлетворил требования налогового органа о взыскании налоговых санкций, т.к. ответчик не вправе был выставлять счета-фактуры за неиспользованные затраты, являющиеся убытками лесного хозяйства, не подпадающими под объекты обложения НДС.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 - 30 сентября 2004 года Дело N А65-21127/03-СА2-11

(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Калейкинскому лесхозу о взыскании налоговых санкций в сумме 305786 руб. 69 коп.
Решением суда от 19.02.2004 заявленные требования удовлетворены в части. С ответчика взыскано 95000 руб. налоговых санкций.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2004 решение суда от 19.02.2004 изменено, с ответчика взыскано 247154 руб. 57 коп. налоговых санкций.
Государственное учреждение "Калейкинский лесхоз", не согласившись с принятым Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2004, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное Постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Республике Татарстан в своей кассационной жалобе просит отменить Постановление апелляционной инстанции в части не взысканных с ответчика 58632 руб. 12 коп. налоговых санкций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По окончанию проверки был составлен акт от 25.06.2003 N 02-11/10. Возражения на акт проверки представлены не были. Решением N 02-11/10 от 25.07.2003 налоговый орган привлек ответчика к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа на общую сумму 305786 руб. 69 коп.
Применена ответственность в виде штрафов по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за
- неуплату налога на добавленную стоимость в размере 294422 руб. 80 коп. в результате занижения налоговой базы и неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость,
- неуплату налога на прибыль в размере 10279 руб. 01 коп. в результате занижения налоговой базы,
- неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 5 руб. в результате занижения налоговой базы,
- неуплату налога с владельцев транспортных средств в размере 772 руб. 32 коп. в результате занижения налоговой базы,
- неуплату налога на реализацию ГСМ в размере 307 руб. 52 коп. в результате занижения налоговой базы.
Налоговым органом правомерно доначислен НДС по выставленным ответчиком нефтяным компаниям счетам-фактурам за неиспользованные затраты, в суммах:
104189 руб. 90 коп. (т. 4, л. д. 114) за июнь, июль, октябрь - декабрь 2000 г.,
125608 руб. 40 коп. (т. 4, л. д. 118) за февраль, май, сентябрь, октябрь 2001 г.,
42533 руб. 66 коп. (т. 4, л. д. 122) за январь, май 2002 г.
Налоговым органом было выявлено нарушение в виде выставления счетов-фактур с налога на добавленную стоимость по операциям, не подлежащим налогообложению.
Ответчиком были выставлены счета-фактуры нефтяным компаниям за неиспользованные затраты.
Неиспользованные затраты являются предусмотренными ст. 85 Лесного кодекса Российской Федерации возмещением лесхозам убытков и потерь лесного хозяйства. В данном случае они появились в результате выделения (временного или постоянного) земель лесного фонда для использования в целях промышленности.
В 2000 г. действовало Постановление Правительства Российской Федерации N 914 от 29.07.96, утвердившее Порядок ведения журнала учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (в дальнейшем Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка счет-фактура составляется организацией (предприятием) - поставщиком (подрядчиком) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на имя организации (предприятия) - покупателя (потребителя, заказчика) в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.
В данном случае ни отгрузки товара, ни выполнение работ или оказание услуг со стороны Лесхоза для нефтяных компаний не имели место.
Следовательно, ответчик не вправе был выставлять счета-фактуры на суммы предусмотренных Законом убытков Лесного хозяйства (неиспользованные затраты).
С 2001 г. счет-фактура также выставляется при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса.
Предусмотренные Законом (ст. 85 ЛК Российской Федерации) убытки лесного хозяйства в виде неиспользованных затрат также не подпадают под объекты налогообложения, предусмотренные ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, и в 2001 г., и в 2002 г. ответчик не вправе был выставлять счета-фактуры за неиспользованные затраты, тем более с выделением в них налога на добавленную стоимость.
Данные нарушения привели к необоснованному получению Лесхозом от нефтяных компаний налога на добавленную стоимость.
Таким образом, Лесхоз не вправе был выставлять счета-фактуры за неиспользованные затраты, указывать в них налог на добавленную стоимость, который Лесхозом от нефтяных компаний получен незаконно.
Как в действовавшем до 2001 г. законодательстве, так и в Налоговом кодексе Российской Федерации воля законодателя явно выражена и направлена на соблюдение порядка в уплате и соответственно в возмещении налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость, выделенный ответчиком в счетах-фактурах, подлежал возмещению нефтяным компаниям, которые получили эти счета-фактуры, до 2001 г. на основании ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и п. п. 1, 8 Порядка ведения журнала учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914, с 2001 г. - на основании ст. ст. 169, 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, любое лицо, незаконно получив налог на добавленную стоимость от контрагента, обязано перечислить его в бюджет, поскольку эти суммы и будут являться источником возмещения налога на добавленную стоимость для лиц, его уплативших.
Касательно иных сумм налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 7 Закона и п. п. 1, 8 Порядка основанием для возмещения налога на добавленную стоимость по действовавшему до 2001 г. законодательству также являлся счет-фактура.
Необоснованность возмещения налога на добавленную стоимость выявлена на основании сравнения данных налоговых деклараций, счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС", первичных документов (счетов-фактур, накладных), книги покупок, мемориального ордера "Расчеты с покупателями и заказчиками".
В результате анализа данных документов налоговый орган установил отсутствие счетов-фактур на указанные суммы, поставленные ответчиком к возмещению в счете 68 и в налоговых декларациях.
Как пояснил налоговый орган, правонарушение установлено при сравнении книги покупок и налоговых деклараций. В налоговых декларациях сумма налога на добавленную стоимость к вычету оказалась больше, чем значится в счетах-фактурах по книге покупок (протокол судебного заседания от 26.04.2004, л. д. 56).
В соответствии с п. 16 Порядка суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.
Ответчик не смог пояснить выявленные налоговым органом расхождения между данными налоговых деклараций, счета 68 и книги покупок, отсутствие счетов-фактур.
Налоговый орган указал, что правонарушение установлено при сравнении книги покупок и налоговых деклараций. В налоговых декларациях сумма налога на добавленную стоимость к вычету оказалась больше, чем значится в счетах-фактурах по книге покупок (протокол судебного заседания от 26.04.2004, л. д. 56).
Причин расхождения данных налоговой декларации и книги покупок ответчик не пояснил. Доказательств своего утверждения, что им указанная сумма не предъявлена к возмещению за январь 2002 г., а наоборот исчислена и уплачена, ответчик не представил. Расходная накладная, на которую он сослался, таковым доказательством не является.
Следовательно, решение суда первой инстанции обоснованно изменено апелляционной инстанцией ввиду неправильного применения норм материального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 01.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-21127/03-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.09.2004 n А65-20411/03-СГ3-15 Поскольку покупателем исполнены обязательства по заключенному на торгах договору, впоследствии признанному недействительным, путем перечисления задатка и оставшейся суммы стоимости приобретенного имущества на расчетный счет продавца, суд правомерно признал полученное неосновательным обогащением и обязал возвратить неосновательное обогащение.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также