ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.09.2004 n А55-1311/04-31 Федеральные законы о федеральных бюджетах, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, а не налоговые правоотношения, и вступают в действие со дня его официального опубликования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 сентября 2004 года Дело N А 55-1311/04-31

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение от 21.04.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-1311/04-31
по заявлению Открытого акционерного общества "Химпром", г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, с учетом уточнений в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными требований от 24.10.2003 N 3892, от 05.11.2003 N 4166, решений от 11.11.2003 N 1239 и от 26.11.2003 N 1436 о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств налогоплательщика; решения от 27.11.2003 N 48 и Постановления от 27.11.2003 N 48 о взыскании налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика; а также о признании действий должностных лиц налогового органа, выраженных в направлении в Межрайонное подразделение судебных приставов по г. Тольятти для исполнения оспариваемого Постановления от 27.11.2003 N 48 и выставлении инкассовых поручений от 19.11.2003 N 2798 и от 26.11.2003 N 2843 на расчетный счет Общества N 40702810954280102646 в Поволжском банке Сбербанка Российской Федерации для исполнения в безакцептном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2004, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2004, удовлетворены исковые требования Открытого акционерного общества "Химпром", г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, уточненные в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными требований от 24.10.2003 N 3892, от 05.11.2003 N 4166, решений от 11.11.2003 N 1239 и от 26.11.2003 N 1436 о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств налогоплательщика; решения от 27.11.2003 N 48 и Постановления от 27.11.2003 N 48 о взыскании налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика; а также о признании действий должностных лиц налогового органа, выраженных в направлении в Межрайонное подразделение судебных приставов по г. Тольятти для исполнения оспариваемого Постановления от 27.11.2003 N 48 и выставлении инкассовых поручений от 19.11.2003 N 2798 и от 26.11.2003 N 2843 на расчетный счет Общества N 40702810954280102646 в Поволжском банке Сбербанка Российской Федерации для исполнения в безакцептном порядке.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в иске, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком 27.06.2003 налоговой декларации по земельному налогу по срокам уплаты 15.09.2003, самостоятельно исчисленной в сумме 29974085 руб., и 15.11.2003 - в сумме 29974085 руб., по которым налоги были уплачены лишь в период с 17.12.2003 по 29.12.2003, налоговым органом в адрес истца (в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации) было выставлено требование от 24.10.2003 N 3892 об уплате налоговых платежей.
Кроме того, налоговым органом выставлено в адрес налогоплательщика требование от 05.11.2003 N 4166, принятое по результатам камеральной проверки представленной истцом 28.07.2003 налоговой декларации по налогу на имущество за первое полугодие 2003 г., который согласно расчету составил 3542058 руб., уплаченному в бюджет не в установленный законодательством о налогах и сборах срок - 05.08.2003, а лишь 17.12.2003 платежным поручением N 3623.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в указанные в оспариваемых требованиях сроки налоговых платежей налоговым органом, в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, приняты решения от 11.11.2003 N 1239 и от 26.11.2003 N 1436 о взыскании налогов за счет денежных средств истца и выставлены на расчетный счет налогоплательщика N 40782810954280102646 инкассовые поручения от 19.11.2003 N 2798 и от 26.11.2003 N 2843 с целью принудительного взыскания налоговых платежей за счет денежных средств.
Из-за отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика налоговым органом принято решение от 27.11.2003 N 48 и направлено Постановление от 27.11.2003 N 48 в подразделение судебных приставов о принудительном взыскании налоговых платежей за счет имущества Общества.
Коллегия выводы арбитражного суда об удовлетворении исковых требований находит ошибочными.
1. Суд, признавая требование от 24.10.2003 N 3892, решение от 11.11.2003 N 1239 недействительными и незаконными действия лиц ответчика по направлению инкассового поручения от 19.11.2003 N 2798 для безакцептного списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, исходил из того, что сумма земельного налога указана в них с завышением в два раза ввиду исчисления налога за 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ по ставке, действовавшей в 2002 г., с коэффициентом 1,8, а ставка в 2002 г. применена с коэффициентом 2,0 к ставке 2001 г. в соответствии с Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2002 г.", который был опубликован 31.12.2001, следовательно, в силу положений ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки земельного налога 2001 г. с коэффициентом 2,0 в 2002 г. применяться не могут.
В соответствии с п/п. "б" ч. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог является местным налогом.
Согласно ч. 2 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, определенных Кодексом.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального Закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставки земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 1,8; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 "О федеральном бюджете за 2002 г.", устанавливающей, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель; ст. 7 Федерального Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 г. ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
В соответствии со ст. 21 данного Закона ст. 7 вступает в силу с 01.01.2003, следовательно, при исчислении земельного налога за 2003 г. налогоплательщик правильно применил коэффициент 1,8.
Учитывая, что ст. 7 Федерального закона N 110, которая вступила в силу с 01.01.2003, вследствие прямого указания Закона не устанавливает иных ставок земельного налога по сравнению с действовавшими в 2002 г., а по смыслу и содержанию данной нормы ставки земельного налога, действовавшие в 2002 г., подлежали применению с учетом индексации в виде поправочного коэффициента 1,8, который не является составной частью налоговой ставки, следовательно, и элементом налогообложения применительно к положениям ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, то нельзя признать обоснованными выводы судов со ссылкой на положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что поправочный коэффициент к ставкам земельного налога в 2002 г. не мог применятся, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г." о применении в 2002 г. для всех категорий земель действовавших в 2001 г. ставок земельного налога с коэффициентом 2,0 в момент их вступления в силу выходил за рамки налогового периода, на который был установлен поправочный коэффициент.
Федеральные законы о федеральных бюджетах, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, а не налоговые правоотношения, и вступают в действие со дня его официального опубликования, в связи с чем ссылки на положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочными.
2. Выставление налоговым органом требования от 05.11.2003 N 4166 и принятие решения от 26.11.2003 N 1436, направление инкассового поручения от 26.11.2003 N 2843 коллегия также находит правильными, поскольку налогоплательщиком к моменту принятия ненормативных актов и выставления инкассового поручения данный налог за 1 полугодие 2003 г. по сроку уплаты 05.08.2003 также не был уплачен, в соответствии с исчисленным им самостоятельно налогом и представленной налоговой декларацией, в сумме 3542058 руб.
Правомерными являются действия налогового органа по принятию им решения от 27.11.2003 N 48 и Постановления от 27.11.2003 N 48 о взыскании налоговых платежей за счет имущества в соответствии с положениями п. 7 ст. 46 и ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как усматривается из материалов дела, все расчетные счета истца имеют картотеку N 2.
Фактически налоговые платежи истцом были уплачены в период с 17.12.2003.
При таких обстоятельствах коллегия состоявшиеся судебные акты находит подлежащими отмене, в иске - отказу.
В соответствии со ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые заявления и жалобы оплачиваются государственной пошлиной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 2 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-1311/04-31 отменить.
В исковых требованиях Открытому акционерному обществу "Химпром", г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Химпром", г. Тольятти, в пользу федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 1000 руб., по апелляционной жалобе - 500 руб., по кассационной жалобе - 500 руб.
Арбитражному суду Самарской области в соответствии с п. 2 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист о взыскании государственной пошлины по иску и жалобам.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.09.2004 n А55-10803/03-8-4188/04-35 Налоговые органы лишь принимают решения по возврату сумм экспортного НДС из соответствующего бюджета и направляют их на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который непосредственно и производит возврат указанных сумм.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также