ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.09.2004 n А49-5800/04-564А/19 Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 сентября 2004 года Дело N А49-5800/04-564А/19

(извлечение)
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза N 5" о взыскании налоговой санкции в сумме 5000 руб. по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Решением от 21.07.2004 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы просит принятое по делу решение отменить, взыскать с Общества налоговые санкции в размере 5000 руб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Обстоятельствами дела установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью "Автобаза N 5" 26.11.2003 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: нежилое здание общей площадью 7650 кв. м, литера ДД1Д2Д3, по адресу: г. Пенза, ул. Байдукова, д. 67. Заявление о постановке на налоговый учет в налоговый орган по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества Общество подало 23.01.2004.
Решением от 25.05.2004 N 932 Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы привлекла ООО "Автобаза N 5" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
В связи с тем, что в добровольном порядке сумма штрафа уплачена не была, налоговый орган обратился с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела о налоговом правонарушении в действиях ответчика отсутствовал состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Данный вывод арбитражного суда судебная коллегия находит правильным.
Согласно п. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ст. 83 Налогового кодекса РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
Данным Законом абз. 1 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий обязанность организаций подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации, признан утратившим силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Следовательно, решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 2004 г., не может быть принято судом после вступления в силу Федерального закона, если ответственность за соответствующее правонарушение не установлена.
Поскольку решение налогового органа о привлечении к ответственности ООО "Автобаза N 5" за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе было вынесено после вступления в законную силу Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ, то оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ у Налоговой инспекции не имелось.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5800/04-564А/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.09.2004 n А49-5799/04-563А/19 Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также