ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.09.2004 n А55-13353/04-42 Обязанность включать соответствующие расходы, связанные с предоставлением льгот, в проект федерального бюджета и вносить предложения о приостановлении или отмене соответствующих правовых актов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, возложена на федеральные органы исполнительной власти, то есть соответствующие ведомства - главные распорядители средств федерального бюджета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 сентября 2004 года Дело N А 55-13353/04-42

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Самара" обратилось с иском к Департаменту социальной защиты населения Администрации Самарской области о взыскании 1838913 руб. 94 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот при перевозке ветеранов в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" с января по декабрь 2001 г., на основании ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 16, ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона "О ветеранах".
До принятия решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать 1838913 руб. 70 коп. с Министерства финансов Российской Федерации на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" в качестве убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2003 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2003 с Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области в пользу истца взыскано 1838913 руб. 70 коп., Министерство финансов Российской Федерации от ответственности освобождено.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2003 решение было оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2003 указанные судебные акты были отменены, дело передано на новое рассмотрение с целью выяснения, в каком объеме в 2001 г. были получены средства федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" главным распорядителем - Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также установления конкретного государственного органа, допустившего противоправное бездействие, и органа, уполномоченного выступать от имени соответствующей казны при возмещении вреда истцу на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2003 к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2004 в иске ко всем трем ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2004 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что в федеральном бюджете в 2001 г. было заложено меньшее финансирование расходов транспортных организаций, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", чем заявлено в заявках получателей и распорядителей бюджетных средств, ответчиками обязательства выполнены в полном объеме, в связи с чем не доказана противоправность их поведения и вина в причинении убытков истцу.
В кассационной жалобе заявитель - ОАО "Авиакомпания "Самара", г. Самара, - просит решение и Постановление отменить, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 1838913 руб. 70 коп., ссылаясь на то, что согласно п. п. 6 и 13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273, разработка проекта федерального бюджета и его исполнение находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
До принятия Постановления судебной коллегией был объявлен перерыв в заседании до 10 час. 30 мин. 27 сентября 2004 г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит их подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, с января по декабрь 2001 г. истцом осуществлены перевозки воздушным транспортом с предоставлением льгот по оплате проезда, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Расходы, понесенные истцом в связи с реализацией данных льгот, составили 4870938 руб. 14 коп.
В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" указанные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов регламентирован Правилами возмещения в 2000 г. транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255 действие указанных Правил продлено и на 2001 г.
Согласно п. п. 2 - 5 указанных Правил финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в соответствующем году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство труда и социального развития Российской Федерации бюджетные заявки с обоснованием объема запрашиваемых из федерального бюджета средств, с указанием численности ветеранов, проживающих на соответствующей территории, стоимости проезда и другой необходимой информации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства транспортным организациям, непосредственно осуществляющим перевозку ветеранов, по предъявлении ими соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы.
Оплата производится в пределах выделенных на указанные цели органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств по мере их поступления.
Департаментом социальной защиты населения Администрации Самарской области была направлена в Министерство труда и социального развития бюджетная заявка на 2001 г. о выделении из федерального бюджета средств для финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда по Закону "О ветеранах" в сумме 13740 руб. (л. д. 70, т. 1). Однако данная заявка была удовлетворена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации частично, в сумме 5668 руб. 33 коп.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 г." от 27.12.2000 N 150-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации выделялись средства на компенсацию расходов на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в сумме 4 млрд. руб.
Суд пришел к выводу об отсутствии вины ответчиков в причинении убытков истцу в связи с тем, что в федеральном бюджете на 2001 г. было заложено меньшее финансирование расходов транспортных организаций, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах", чем было предусмотрено в заявках получателей и распорядителей бюджетных средств.
Однако данный вывод сделан без учета положений п. 7 ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность включить соответствующие расходы, связанные с предоставлением льгот, в проект федерального бюджета и вносить предложения о приостановлении или отмене соответствующих правовых актов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, возложены на федеральные органы исполнительной власти, то есть соответствующие ведомства - главных распорядителей средств федерального бюджета.
На истца, как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона, устанавливающего льготы для ветеранов. Законодателем данное бремя возложено на федеральный бюджет.
Материалами дела установлено, что убытки возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Законом льгот по оплате транспортных услуг.
Однако указание суда кассационной инстанции о необходимости установить конкретный государственный орган, допустивший противоправное бездействие, и орган, уполномоченный выступать от имени соответствующей казны по настоящему иску о возмещении вреда на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебными инстанциями, в нарушение п. 15 ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выполнено не было.
В этой связи решение и Постановление подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-13353/04-42 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином составе судей.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.09.2004 n А12-4445/03-С37 Поскольку администрацией субъекта РФ не были приняты меры для реализации Закона о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан в полном объеме, исковые требования в этой части обоснованно удовлетворены судом за счет казны субъекта Российской Федерации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также