ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.09.2004 n А49-2387/04-375А/19 Решение налогового органа о доначислении НДС признано недействительным по следующим основаниям: при расчетах путем зачета встречных требований суммы налога считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях; плата за услуги по организации функционирования и развитию РАО ЕЭС установлены действующим законодательством; доказательств, подтверждающих недобросовестность заявителя при совершении сделок с поставщиками, налоговым органом суду не представлено.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 сентября 2004 года Дело N А49-2387/04-375А/19

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Биосинтез", г. Пенза, обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Пензы N 431 от 19.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 277706,97 руб., доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 1388534,85 руб., начислении пеней в сумме 45307,95 руб., а также требований от 22.03.2004 N 605 об уплате налоговых санкций и N 10-17/526 об уплате налога и пени.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.06.2004 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятое судебное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 22.12.2003 ОАО "Биосинтез" представило в Налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 г., в которой заявило к возмещению сумму налога в размере 419423 руб.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом принято оспариваемое решение N 431 от 19.03.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в размере 277706,97 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС в сумме 1388534,85 руб. и пени в размере 45307 руб.
Из обжалуемого решения следует, что Обществом завышены налоговые вычеты на сумму 1388534,85 руб., в том числе по товарам, облагаемым различными налоговыми ставками, налоговые вычеты за услуги по организации функционирования и развития РАО "ЕЭС", налоговые вычеты по счетам-фактурам, содержащим, по мнению налогового органа, недостоверные сведения.
Суд правомерно признал оспариваемое решение не соответствующим нормам налогового законодательства.
Согласно материалам дела, ОАО "Биосинтез" производило расчеты за поставленную ему продукцию с поставщиками материальных ресурсов в неденежной форме, поставкой собственной продукции.
По мнению налогового органа, Предприятие вправе отнести на вычеты при реализации медикаментов (облагаемых по ставке 10%), по товарообменным договорам сумму НДС только в пределах 10%, а не фактически уплаченной суммы налога.
Данные утверждения налогового органа не основаны на нормах налогового законодательства.
Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом налоговым законодательством не установлено ограничений по способу прекращения обязательств, которые вызывали бы иные правовые последствия, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Прекращение обязательств со стороны ОАО "Биосинтез" на суммы, указанные в книгах покупок, не оспаривается налоговым органом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.02.2001 N 3-П, исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога на добавленную стоимость не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку оно основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. При этом к суммам налога, полученным от покупателей, относятся не только денежные средства, поступившие на счета (в кассу) предприятия, но также суммы налога, начисленные исходя из отражений по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).
Как указано в названном Постановлении, при расчетах путем зачета встречных требований суммы НДС, предъявленные покупателю, считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях.
Судом установлено, что сумма НДС по ставке 20% была оплачена в полном объеме, товар получен и оприходован, следовательно, сумма НДС предъявлена к вычету в этой части на законных основаниях.
По счетам-фактурам N 2003-11030-7061 от 30.11.2003 и N 2003-10-3107060 от 31.10.2003 налоговым органом отказано в предоставлении вычетов в суммах 50633,74 руб. и 48697,52 руб. соответственно за услуги по организации функционирования и развитию единой энергетической системы Российской Федерации на том основании, что указанные услуги не могут быть использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения.
Суд правомерно признал данный вывод ошибочным.
Из материалов дела следует, что по договору N А П-ВЛ-14 от 31.03.2003, заключенному с РАО "ЕЭС России", ОАО "Биосинтез" получает доступ к единой энергетической системе России. Данная услуга является объектом обложения НДС. При этом Предприятие осуществляет операции по выпуску и реализации продукции, облагаемые НДС по различным ставкам. Таким образом, данные услуги фактически используются для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке, определяет перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты, устанавливает тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности; устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности; устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям; устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальные и (или) максимальный) уровни в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и т.д.
Во исполнение своих полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. При этом п. 4 Основ предусмотрено, что в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, входят в том числе, плата за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые субъектами оптового рынка другим субъектам этого рынка (перечень и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации); плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентская плата); плата за услуги коммерческого оператора (администратора торговой системы) оптового рынка.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России взимается вплоть до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.
Таким образом, указанный вид платы является обязательным к уплате. И без уплаты указанных платежей невозможно участие ОАО "Биосинтез" на рынке электроэнергии для целей покупки, что, в свою очередь, необходимо для осуществления производства медикаментов.
Следовательно, налоговым органом необоснованно отказано в предоставлении вычетов по счетам-фактурам N 2003-11030-7061 от 30.11.2003 и N 2003-10-3107060 от 31.10.2003.
Не подтверждены материалами дела и доводы налогового органа о наличии в счетах-фактурах, перечисленных в п. 3, обжалуемого решения, недостоверных сведений. Такие обстоятельства, как неполучение ответов по встречным проверкам, данные встречных проверок о представлении поставщиками товаров нулевых деклараций либо их непредставление, ненахождение поставщиков товаров по адресам, указанным в их учредительных документах, сами по себе не свидетельствуют о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах.
Доказательств, подтверждающих недобросовестность заявителя при совершении сделок с указанными поставщиками, налоговым органом суду не представлено.
Налоговое законодательство не связывает возникновение у налогоплательщика права на возмещение сумм НДС с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиками товаров.
Как установлено судом, предусмотренные Законом условия для возмещения НДС заявителем выполнены.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал обжалуемое решение налогового органа недействительным.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.06.2004 по делу N А49-2387/04-375А/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.09.2004 n А49-2386/04-365А/22 Законодательство не связывает применение заявленных налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС с деятельностью поставщиков налогоплательщика, если налоговый орган не докажет недобросовестность налогоплательщика при совершении хозяйственной операции; при расчетах путем зачета встречных требований суммы налога считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также