ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.09.2004 n А72-4420/04-8/414 Дело по иску о взыскании налоговых санкций направлено на новое рассмотрение в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 сентября 2004 года Дело N А72-4420/04-8/414

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение от 31.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-4420/04-8/414
по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, к Индивидуальному предпринимателю Абдрашитову Г.С., г. Ульяновск, о взыскании 2520 руб. 32 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась с иском в Арбитражный суд Ульяновской области о взыскании с Индивидуального предпринимателя Абдрашитова Г.С штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы в размере 259 руб. 40 коп., единого социального налога - 298 руб. 68 коп. и налога на добавленную стоимость - 450 руб. 32 коп.; штрафа по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций по налогу с продаж - 714 руб. 51 коп., единому социальному налогу - 151 руб. 84 коп.; а также пени по налогу на доходы - 90 руб. 74 коп., единому социальному налогу - 84 руб. 37 коп. и налогу на добавленную стоимость - 470 руб. 46 коп.
Решением арбитражного суда от 31.05.2004 иск удовлетворен частично: взысканием штрафа в размере 1260 руб.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, находит основания для его отмены с направлением иска в Арбитражный суд 1-й инстанции для решения вопроса по поводу взыскания пени.
Как видно из материалов дела, Абдрашитов Г.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, на что имеется свидетельство N 1796-98.
Выездной налоговой проверкой за период с 2000 г. по 2003 г. установлено, что ответчиком не полностью уплачен налог на доходы физических лиц за 2002 г. в сумме 1297 руб., единый социальный налог за 2001 - 2002 гг. в сумме 1493 руб. 41 коп., налог на добавленную стоимость за 3 кв. 2001 г., 1 - 4 кварталы 2002 г. в сумме 2251 руб. 61 коп.
За несвоевременную уплату налогов начислены пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 90 руб. 74 коп., по единому социальному налогу в сумме 84 руб. 37 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 470 руб. 46 коп.
Решением N 16-08-15/14091 от 24.11.2003 налоговый орган привлек Предприятие к налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налогов в виде штрафа в размере 1008 руб. 40 коп., по п. п. 1, 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций в виде штрафа в сумме 865 руб. 99 коп.
На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес ответчика направлено требование N 5394 от 24.11.2003 об уплате недоимки по налогам, пеней и штрафов в добровольном порядке в срок до 08.12.2003.
Ответчик уплатил сумму налога в размере 5042 руб. 02 коп., суммы штрафных санкций и пени ответчиком оплачены не были.
Пунктами 1, 4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленные законодательством о налогах и сборах сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Ответчик обязан уплачивать единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с продаж в соответствии со ст. ст. 235, 207, 143, 348 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу признается календарный год (ст. ст. 216, 240 НК РФ). Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ).
Уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ). Недоимка по налогу на добавленную стоимость оплачена.
В соответствии с п. 6 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма начисленного налоговым органом налога ответчиком уплачена.
В соответствии со ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Недоимка по единому социальному налогу уплачена.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
Налоговая декларация по налогу с продаж представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 числа следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области N 053-30 от 29.11.2001 "О налоге с продаж").
Ответчиком нарушен срок представления налоговых деклараций по единому социальному налогу за 2002 г., по налогу с продаж за 3 кв. 2001 г.
Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате, но не более 30% и не менее 100 руб. от указанной суммы.
Пунктом 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено взыскание 30% от суммы налога в случае, если декларация не представлена более 180 дней.
При вынесении решения судом сделан вывод о факте совершения ответчиком налогового правонарушения.
Между тем суд счел возможным уменьшить санкции в силу ст. ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации в два раза.
Решением от 31.05.2004 арбитражный суд снизил неустойку до 1260 руб.
Вопрос о начисленных пени арбитражным судом вообще не решен.
В кассационной жалобе Инспекция заявила о том, что пени не могут быть снижены судом по ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации, с чем не может не согласиться суд кассационной инстанции.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством.
Пеня уплачивается за каждый день просрочки и налоговой санкцией не является.
При сложившихся обстоятельствах обжалуемое решение признается как принятое с неправильным применением норм материального права и направляется на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует установить, какие смягчающие обстоятельства привели к принятию обжалуемого судебного акта, кроме того, следует принять решение в части начисленных налоговым органом пеней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-4420/04-8/414 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд 1-й инстанции.
Кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.09.2004 n А72-3930/04-22/165 Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит Федеральному закону.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также