ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.09.2004 n А72-1766/04-5/238 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа об отказе в проведении зачета по земельному налогу передано на новое рассмотрение для проверки расчета земельного налога с учетом установленных федеральным законом поправочных коэффициентов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 сентября 2004 года Дело N 72-1766/04-5/238

------------------------------------------------------------------

Вероятно, следует читать: "Дело N А72-1766/04-5/238".
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Управление механизации N 5" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 87ДСП от 26.01.2004 о привлечении к налоговой ответственности и обязать произвести зачет переплаты по земельному налогу за 2001 г., 2002 г. в сумме 271487 руб. 50 коп. в счет предстоящих платежей.
Решением арбитражного суда от 31.05.2004 заявление Закрытого акционерного общества "Управление механизации N 5" удовлетворено частично.
Решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о доначислении земельного налога за 2002 г. в сумме 167388 руб., пени, санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 33477 руб. 60 коп., а также в части доначисления земельного налога за 2003 г. в сумме 301066 руб. 41 коп., пени и санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 60213 руб. 40 коп. признано недействительным.
В остальной части заявление о признании недействительным решения налогового органа оставлено без удовлетворения.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области принять меры по зачету переплаты по земельному налогу, образовавшейся в 2002 г. в сумме 228901 руб. 50 коп., в счет недоимки по земельному налогу за 2001 г. и 2003 г.
В остальной части требование о зачете оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Правильность применения судом норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со ст. ст. 284 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.11.2003 Закрытым акционерным обществом "Управление механизации N 5" поданы в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 г., 2002 г., 2003 г.
По итогам камеральной проверки измененных деклараций налоговым органом установлено, что налогоплательщик неправильно исчислил земельный налог по ставкам, утвержденным решениями Ульяновской городской Думы, тогда как следовало применить федеральную среднюю ставку земельного налога, предусмотренную Законом Российской Федерации "О плате за землю", с последовательным умножением действовавших ежегодных коэффициентов индексаций, установленных Федеральными законами о бюджете начиная с 1994 г. по 2002 г.
С учетом этого налоговым органом произведено доначисление земельного налога за 2001 г. в сумме 11237 руб. 78 коп., за 2002 г. - 167388 руб., за 2003 г. - 425863 руб. Кроме того, начислены пени и применены санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в 2002 г. и 2003 г.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что при расчете земельного налога необходимо руководствоваться решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г.", а не средней ставкой, установленной ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными и основанными на действующем законодательстве в силу следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации " земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю". Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением Городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году".
В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено Федеральным законом в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому Общество при уплате земельного налога за 2001 г. должно было применить ставку земельного налога, утвержденную решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 и умножить на коэффициент 1,2, установленный на 2000 г. Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и умножить на площадь участка.
При уплате земельного налога за 2002 г. Общество должно было применить ставку земельного налога, утвержденную решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, с применением повышающих коэффициентов, соответственно 1,2 и 2, установленных Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." (установлен коэффициент 2).
При таких обстоятельствах выводы Арбитражного суда Ульяновской области о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога применяются только на тот год, на который они установлены Федеральным законом, судебная коллегия находит несостоятельными, решение подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить обоснованность расчетов с позиции, изложенной в Постановлении кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, п. 3 ст. 287, п. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1766/04-5/238 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.09.2004 n А72-1609/04-5/234 Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа удовлетворены правомерно, поскольку истцом представлены доказательства, дающие налогоплательщику право признания убытка, полученного при осуществлении деятельности, связанной с объектами социально-культурной сферы, для целей налогообложения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также