ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.08.2004 n А12-3228/03-С35 Исковые требования о взыскании убытков удовлетворены правомерно, поскольку вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает ответчик.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 августа 2004 года Дело N А12-3228/03-С35

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 56 Кировского района г. Волгограда (далее - - МУП ЖРЭП N 56) обратилось с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании с федеральной казны 196052 руб. убытков, понесенных в 2000 - 2002 гг. в связи с предоставлением льгот населению в соответствии с Законами "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О милиции", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Требования заявлены на основании ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 03.04.2003 и от 21.04.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Главное финансовое управление Администрации Волгоградской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда, Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Волгограда, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области.
Определением от 21.04.2003 суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 22.09.2003 суд также привлек в качестве ответчика Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области, исключив его из числа третьих лиц.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с казны Волгоградской области, от имени которой выступает Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области, в счет возмещения убытков 179570 руб., из которых 178100 руб. - по Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 1470 руб. - по Закону "О милиции"; с федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области, в счет возмещения убытков 16950 руб. - по Законам "О милиции" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004, иск удовлетворен, с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 16950 руб. убытков, с Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в пользу истца взыскано 179570 руб. убытков.
Судебные акты мотивированы тем, что факт предоставления льгот и размер убытков подтвержден материалами дела, заключением проведенной по определению суда судебно-бухгалтерской экспертизы. Вред истцу причинен в результате незаконного бездействия государственных органов, не определивших порядок компенсации расходов жилищных предприятий, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья. В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 вред подлежит возмещению за счет соответствующей казны, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации - просит решение и Постановление отменить в части взыскания 16950 руб. за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области и отказать в иске в этой части к Министерству финансов Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
До принятия Постановления судебной коллегией объявлен перерыв в заседании до 10 час. 27 августа 2004 г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, истец в соответствии с договором муниципального заказа от 15.01.99 оказывает услуги населению Кировского района г. Волгограда по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий. В 2000 - 2002 гг. истец предоставил льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О милиции", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Предусмотренная указанными Законами компенсация расходов организаций, предоставляющих льготы, из бюджетов различных уровней истцу была предоставлена не в полной мере, в связи с чем у него возникли убытки, возмещение которых составляет предмет данного иска.
С целью определения размера расходов, понесенных истцом в результате предоставления льгот в соответствии с вышеуказанными Законами, судом были назначены судебно-бухгалтерская и дополнительная судебно-бухгалтерская экспертизы.
Заключением судебно-бухгалтерской экспертизы от 25.07.2003 (л. д. 54 - 60, т. 1) установлено, что затраты истца по льготным категориям граждан на основании Закона "О милиции" в 2000, 2001, 2002 гг. составили 178,18 тыс. руб., из федерального бюджета на компенсацию указанных затрат было выделено 168,43 тыс. руб. Задолженность федерального бюджета составляет в этой части 9,75 тыс. руб.
Затраты истца на реализацию Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за тот же период составляют, согласно заключению экспертизы, 96,5 тыс. руб., фактически из федерального бюджета было выделено истцу 89,3 тыс. руб. Задолженность составляет 7,2 тыс. руб.
Таким образом, задолженность федерального бюджета перед истцом по возмещению его расходов на реализацию льгот, предусмотренных указанными Законами, в общей сложности составила, согласно заключению эксперта, 16,95 тыс. руб.
Выводы эксперта ответчиком в суде первой инстанции по существу не оспорены, доказательства, опровергающие расчет истца и выводы эксперта суду представлены не были. В этой связи у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций относительно суммы задолженности федерального бюджета перед истцом.
Вред истцу причинен в результате незаконного бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших порядок компенсации расходов организаций в связи с предоставлением установленных вышеуказанными Законами льгот по оплате коммунальных услуг.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный вред в данном случае подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3228/03-С35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26 - 31.08.2004 n А72-9840/03-А640 Дело по иску о признании недействительности сделки по передаче здания направлено на новое рассмотрение, поскольку арбитражным судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также