ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2004 n А57-14451/03-2 Возмещение убытков, понесенных газораспределяющими организациями при поставке газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет казны Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 августа 2004 года Дело N А57-14451/03-2

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области
на решение от 16 марта 2004 г. и на Постановление апелляционной инстанции от 23 июня 2004 г. по делу N А57-14451/03-2 Арбитражного суда Саратовской области
по иску Открытого акционерного общества "Саратовоблгаз" в лице филиала - Треста "Калининскмежрайгаз", г. Калининск Саратовской области, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Саратовской области, Управлению федерального казначейства по Саратовской области о возмещении убытков в сумме 18297 руб. 78 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Саратовоблгаз" в лице филиала - Треста "Калининскмежрайгаз", истец по делу, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Управлению федерального казначейства по Саратовской области, Министерству финансов по Саратовской области, ответчики по делу, о взыскании 18297 руб. 78 коп. убытков, возникших в результате бездействия в виде невозмещения из федерального бюджета по предоставленным льготам, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Определением от 10 февраля 2004 г. в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 16 марта 2004 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 23 июня 2004 г., с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 18297 руб. 78 коп. убытков.
При этом суд исходил из того, что по представленным истцом данным, согласованным с органами социального обеспечения, в 2001 г. им предоставлены льготы лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на сумму 18297 руб. 78 коп. Факт предоставления льгот не оспаривался ответчиками.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые акты отменить, в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Заявитель обосновывает кассационную жалобу тем, что ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни другими нормативными актами на Министерство финансов Российской Федерации не возложена обязанность по возмещению расходов газоснабжающих организаций, которые сложились у последних в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и Министерство финансов Российской Федерации не является обязанной стороной. Истец не является получателем средств федерального бюджета. В действиях Министерства финансов Российской Федерации отсутствуют противоправность поведения, вина, незаконные действия (бездействие).
Проверив законность судебных актов, правильное применение норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как видно из материалов дела, судом установлено, что в Лысогорском районе Саратовской области проживают граждане, являющиеся участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и приравненные к ним лица, которым Открытое акционерное общество "Саратовоблгаз" в лице Треста "Калининскмежрайгаз" предоставляет 50-процентную скидку по платежам за потребленный газ, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
За оспариваемый период истцом были предоставлены льготы по оплате за потребленный газ на сумму 18297 руб. 78 коп., которые истец рассматривает как убытки, возникшие вследствие бездействия государственных органов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местными органами власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." финансирование расходов на льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусмотрено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоправном бездействии федеральных органов государственной власти по принятию мер, направленных на реализацию Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части финансирования расходов, возникших в связи с предоставлением льгот за потребленный газ. В частности, ответственные органы государственной власти за подготовку проекта бюджета, его утверждение и исполнение, не предусмотрели на 2001 г. финансирование льгот вышеуказанной категории граждан.
Поэтому вывод суда о противоправном поведении, вине и причинной связи между возникшими убытками истца и фактом бездействия федеральных органов власти сделан судом при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя о том, что он не является обязанным лицом в данных правоотношениях, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации. В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации казну Российской Федерации представляет Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 марта 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 23 июня 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-14451/03-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2004 n А57-14428/03-5 Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа удовлетворены правомерно, поскольку истец налоговым агентом не является, не обязан вести учет доходов физических лиц, получивших выигрыш при использовании игровых автоматов, и представлять в налоговый орган сведения об их доходах.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также