ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 12.08.2004 n А72-969/04-7/151 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога передано на новое рассмотрение для проверки обоснованности наложения штрафа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 августа 2004 года Дело N А 72-969/04-7/151

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение от 30 марта 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-969/04-7/151
по заявлению Открытого акционерного общества "Элегант", г. Ульяновск, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области, г. Ульяновск, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа,
в заседании суда объявлен перерыв до 12.08.2004 до 9 час. 45 мин.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Элегант" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению МНС РФ по Ульяновской области о признании недействительным решения от 05.01.2004 N 1ДСП.
Решением арбитражного суда от 30.03.2004 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление МНС РФ по Ульяновской области просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, Управлением МНС РФ по Ульяновской области была проведена повторная выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества "Элегант" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2001 по 31.03.2003.
По результатам проверки составлен акт от 22.12.2003, которым установлена неполная уплата единого социального налога за 2001 г., 2002 г., за 1 кв. 2003 г. и вынесено решение N 1ДСП о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщика по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) единого социального налога в виде взыскания 180616,6 руб. штрафа, Обществу также предложено уплатить 1015770,31 руб. налога и 334955,49 руб. пени.
Признавая решение налогового органа недействительным, суд исходил из следующего.
Согласно ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Элегант" является плательщиком единого социального налога. Применительно к единому социальному налогу объектом налогообложения для организаций в соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действующей в рассматриваемый период 2001 г.) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями работников по всем основаниям, в том числе выплаты в виде материальной помощи или иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Вместе с тем п. 4 названной статьи предусмотрено, что указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Согласно п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Как установлено судом в 2001 г. налогоплательщик произвел выплаты, начисляемые работникам структурных подразделений, которые не имеют своего расчетного счета (детского сада, ЖКХ, общежития, столовой), в общей сумме 861551,96 руб. По мнению общества, с этих сумм налог уплате не подлежит, так как выплаты производились с дохода, оставшегося в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
С этим мнением согласился и суд, отвергнув доводы налогового органа о том, что согласно п. 49 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28.06.2000 N 60н (в дальнейшем - Методические указания), доход, остающийся в распоряжении организации, должен определяться как разность между конечным финансовым результатом и суммой налога на прибыль и иных обязательных платежей. По мнению суда, Методические рекомендации, на которые ссылается Инспекция, не являются законодательным актом и не влекут правовых последствий.
Суд в связи с этим согласился с доводами налогоплательщика о том, что прибыль до налогообложения (код стр. 140) составила 5301794 руб. Сумма налога на прибыль, согласно расчету налога от фактической прибыли за 2001 г., составила 1511544 руб., средства оставшиеся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, составили в 2001 г. 3790250 руб., и указанная сумма в рамках ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом налогообложения.
С этими выводами судебная коллегия согласиться не может. Согласно ст. 234 Налогового кодекса Российской Федерации единый социальный налог предназначен для мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Если следовать позиции Общества и суда первой инстанции, работники вспомогательных производств теряют право на пенсионное обеспечение, поскольку средства на их индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации поступать не будут, что прямо противоречит Закону.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Поскольку в ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации используется понятие налога на доходы, следует обратиться к законодательству, регулирующему порядок исчисления и уплаты названного налога. После уплаты налога на прибыль у организаций формируется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
В соответствии ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налоговой базы производится на основании данных бухгалтерского учета. Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" органы, которым Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (именно таким органом является Минфин Российской Федерации), руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Следовательно, Методические рекомендации при разрешении данного спора подлежат применению. В соответствии с п. 93 Методических рекомендаций величина показателя прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, совпадает с суммой нераспределенной прибыли. Пунктом 49 Методических рекомендаций определено, что показатель нераспределенной прибыли отчетного периода исчисляется как разница между выявленными на основании бухгалтерского учета финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет прибыли.
На основании вышеизложенного средствами организации, остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, следует считать средства, полученные как разность между конечным финансовым результатом, определяемым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерскому учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрировано в Минюсте 27.08.98 N 1598), и суммой налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах. Указанный показатель отражается в строке 190 Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) бухгалтерской отчетности и по статье баланса "Нераспределенная прибыль отчетного года" (строка 470 Баланса предприятия (формы N 1)), в последующих отчетных периодах данные суммы отражаются в отчетности по статье "Нераспределенная прибыль прошлых лет".
В 2001 г. ОАО "Элегант" прибыль до налогообложения составила 5301794 руб., налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи - 8218299 руб., следовательно, в 2001 г. ОАО "Элегант" получен убыток в сумме 2916505 руб.
Таким образом, у предприятия в 2001 г. фактически отсутствовали средства, которые остаются в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Выплаты, произведенные работникам вспомогательных производств, подлежат налогообложению единым социальным налогом также по следующим основаниям.
При формировании стоимости услуг непроизводственной сферы (детский сад, ЖКХ, общежитие, столовая ОАО "Элегант") применяются ставки и тарифы, установленные решениями Ульяновской городской Думы по аналогичным муниципальным учреждениям (Приказы N 104 от 05.10.2001, N 108 от 18.10.2001, N 97 от 13.09.2001, N 54 от 05.05.2001).
В расчет оплаты за проживание в общежитии, расходов на содержание детей в детском саду (калькуляции себестоимости) включены заработная плата персонала непроизводственной сферы и исчисляемый от нее единый социальный налог. Частично расходы ОАО "Элегант" на содержание непроизводственной сферы, в том числе заработная плата персонала и исчисленный от нее единый социальный налог, покрываются за счет платежей квартиросъемщиков, взносов родителей на содержание ребенка в детском саду, а оставшаяся сумма списывается в дебеторский счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" с кредитного счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 55 "Детский сад".
Подпунктом "п" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке определения финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, предусмотрено, что отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников организаций, занятых в непроизводственной сфере (работников жилищно-коммунальных организаций, детских дошкольных, медицинских, оздоровительных учреждений и других), должны включаться в сметы расходов на содержание организаций, учреждений непроизводственной сферы, финансируемых за счет соответствующих источников: прибыли, остающейся в распоряжении организаций и учреждений, платежей квартиросъемщиков, взносов родителей на содержание ребенка в дошкольном учреждении.
Поскольку все условия, предусмотренные Положением о составе затрат предприятием были выполнены, выплаты, начисляемые работникам непроизводственной сферы ОАО "Элегант", должны облагаться единым социальным налогом.
Судебная коллегия считает, правильно включена налоговым органом в налогооблагаемую базу и оплата предприятием стоимости питания работников в столовой, которая самим заявителем включена в заработную плату - счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Стоимость выданных талонов на питание включалась в начисленную заработную плату, что подтверждается ведомостями начисленной заработной платы, журналом-ордером по счету 70 "Заработная плата" ОАО "Элегант". В соответствии с п. п. 5, 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, расходы на оплату труда включаются в состав затрат.
Судом признано, что в п. п. 1.2 и 1.3 оспариваемого решения налоговый орган необоснованно делает вывод о том, что налогоплательщик в 2002 г. и 2003 г. неправомерно применил п. 3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что выплаты и вознаграждения, производимые работодателем, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При этом суд исходил из того, что обслуживающие производства не являются основополагающими в деятельности налогоплательщика; не связаны с производством швейных изделий, поэтому затраты на указанные производства на себестоимость выпускаемой продукции не относятся, соответственно выплаты, произведенные работникам вспомогательных производств, не облагаются единым социальным налогом.
Данный вывод на Законе не основан. В 2002 г. и 1 кв. 2003 г. в соответствии с п. 3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде). При применении данной нормы права следует учитывать законодательные нормы отнесения расходов предприятия к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации деятельность объектов непроизводственной сферы ОАО "Элегант" (детский сад, ЖКХ, общежитие, столовая) направлена на получение дохода, так как за товары и услуги, реализуемые этими объектами, осуществляется поступление денежных средств: платежи квартиросъемщиков, взносы родителей на содержание в детском саду, выручка по столовой.
Статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 12.08.2004 n А72-2598/04-8/288 Исковые требования о признании незаконным решения налогового органа удовлетворены правомерно, поскольку нормы Налогового кодекса РФ не устанавливают обязанность организации восстанавливать налог на добавленную стоимость при переходе на уплату единого налога на вмененный доход.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также