ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.08.2004 n А49-1428/04-346А/2 Отдел вневедомственной охраны не имеет объекта налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 августа 2004 года Дело N А49-1428/04-346А/2

(извлечение)
Отдел вневедомственной охраны при Нижнеломовском РОВД Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области от 12.02.2004 N ИК-01-7-11-2982 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, связанных с исчислением и уплатой налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил признать оспариваемое решение недействительным в части взыскания налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также в части взыскания соответствующих пеней и налоговых санкций.
Решением арбитражного суда от 12.04.2004 заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области просит об отмене судебного акта и отказе в иске, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно, вывод налогового органа о занижении заявителем налога на прибыль и налога на добавленную стоимость соответствует материалам дела и законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка деятельности заявителя, по результатам которой был составлен акт от 12.02.2004 N 12, на основании которого было принято решение от 27.02.2004 N НК-01-7-11-2982 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Заявителю начислен налог на добавленную стоимость в сумме 88391 руб. и налог на прибыль в сумме 66058 руб., пени в сумме 3480 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость, пени в сумме 11754 руб. за неуплату налога на прибыль, штраф в сумме 17678 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость и штраф в сумме 13212 руб. за неуплату налога на прибыль.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения. Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов), полученная налогоплательщиком. В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду возможно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль (доход) организаций", то есть применительно к юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Положением о Государственном учреждении Отделе вневедомственной охраны при ОВД Нижнеломовского района Пензенской области, утвержденным в 2004 г., отдел входит в состав милиции общественной безопасности и руководствуется в своей деятельности Законом Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции".
Положение ст. 1 указанного Закона относит милицию в Российской Федерации к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных этим Законом и другими Федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества в силу ст. 10 Закона "О милиции" является одной из обязанностей милиции.
Положением ст. 35 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" предусмотрено финансирование милиции не только за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, но и за счет средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.
Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Внебюджетные средства используются для улучшения материально-технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, определено, что одной из основных задач вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров (п. 2), и при этом ее содержание (п. 10) осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Таким образом, законодательно определено, что подразделения вневедомственной охраны МВД России входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, на которые государством возложена функция по охране объектов, с особым порядком их финансирования.
Порядок формирования их структуры и штата определен п. 6 вышеназванного Положения. Вопросы оплаты труда решаются в соответствии со штатным расписанием, Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.12.92, внутриведомственными документами МВД России.
Кроме того, порядок формирования цен (тарифов) на охрану объектов и составления смет регламентирован внутренними документами МВД России. Применяемые в настоящее время Методические указания о порядке формирования тарифов на услуги по охране объектов и квартир граждан, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, согласованные с Министерством экономики Российской Федерации от 28.10.99, а также примерный сметный расчет стоимости содержания одной единицы сотрудников вневедомственной охраны не предусматривают получение прибыли.
Проанализировав нормативный материал, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что для подразделений вневедомственной охраны регламентировано целевое использование денежных средств, поступающих за охрану объектов по договорам, и при этом получение прибыли законодательно не предусмотрено, следовательно, объект налогообложения налогом на прибыль отсутствует.
В соответствии с п. 14 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются бюджетными учреждениями. Положением о МВД России предусмотрено право оперативного управления движимым и недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, и следовательно, подразделения вневедомственной охраны следует относить к бюджетным учреждениям, а средства, поступающие по договорам, - к целевым. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с Законом Российской Федерации "О бюджетной классификации в Российской Федерации" доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти, составляют неналоговые доходы бюджета.
В связи с тем, что отсутствует объект налогообложения по налогу на прибыль, Отдел вневедомственной охраны при Нижнеломовском РОВД Пензенской области арбитражным судом правомерно не признан плательщиком налога на прибыль организаций.
В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В то же время согласно п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) не признается реализацией товаров (работ, услуг), а следовательно, и объектом налогообложения, выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством субъектов Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Поскольку подразделения вневедомственной охраны входят в систему органов государственной власти, осуществляют свою деятельность, руководствуясь Законом Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, они не являются плательщиками данного налога.
Выводы арбитражного суда соответствуют действующему законодательству, правовых оснований к отмене или изменению не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.04.2004 по делу N А49-1428/04-346А/2 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.08.2004 n А12-5694/04-С36 Отсутствие факта реализации товара не является основанием, исключающим налоговые вычеты.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также