ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.08.2004 n А65-2290/2004-СА1-29 Арбитражный суд признал незаконными действия налогового органа по отражению в карточках лицевого счета налогоплательщика задолженности по налогам, которая признана арбитражным судом недействительной и не подлежащей исполнению ввиду того, что указанные налоги и обязательные платежи в перечень обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не включались.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 августа 2004 года Дело N А65-2290/2004-СА1-29

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания Татарстан", г. Казань, (далее - ОАО "Авиакомпания Татарстан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - налоговый орган) о признании незаконными ее действий по учету лицевых карточек и обязании налогового органа исключить из лицевых карточек суммы 77630 руб. специального платежа по бартерным операциям и 90632 руб. 18 коп. пени по ним, 15534 руб. дифференцированной платы в фонд "Пожарная безопасность" и 15665 руб. 39 коп. пени по ним, 3373020 руб. 90 коп. платежей в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и 3207913 руб. 13 коп. пени по ним.
До принятия судом решения заявителем в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнен предмета спора, он просил признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани Республики Татарстан по отражению в карточках лицевого учета Открытого акционерного общества "Авиакомпания Татарстан", г. Казань, специального платежа по бартерным операциям в сумме 77630 руб., дифференцированной платы в фонд "Пожарной безопасности" в сумме 15534 руб., платежей в фонд НИОКР в размере 3373020 руб. 90 коп. и соответствующих им сумм пени на день вынесения решения суда. Данные уточнения судом приняты.
Решением арбитражного суда от 15.04.2004 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани просит об отмене судебного акта, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно, отражая в карточках лицевого учета указанные платежи, налоговый орган лишь выполнял возложенную на него в тот период обязанность по учету этих платежей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что 28.05.2002 налоговым органом предъявлено ОАО "Авиакомпания Татарстан" требование об уплате налогов и других обязательных платежей N 2560, которое заявителем было обжаловано в Арбитражный суд Республики Татарстан. Решением суда от 29.08.2002 по делу N А65-9806/2002-СА1-29К требование налогового органа об уплате 77630 руб. специального платежа по бартерным операциям и 62821 руб. 44 коп. пени по ним, 15534 руб. дифференцированной платы в фонд "Пожарная безопасность" и 10226 руб. 81 коп. пени по ним, 3373020 руб. 90 коп. платежей в фонд НИОКР и 2677336 руб. 95 коп. пени было признано незаконным.
Заявитель 03.12.2003 обратился в налоговый орган с письмом N 414 о принятии уточненных расчетов по указанным обязательным платежам, так как налоговый орган продолжал учитывать по карточке лицевого счета налогоплательщика указанные суммы как его задолженность.
Налоговый орган письмом от 11.12.2003 N 03/63652 сообщил, что уточненные расчеты по указанным платежам провести по карточке лицевого счета не может, поскольку они отменены или признаны незаконными нормативные правовые акты, установившие эти платежи, что исключает право налоговых органов осуществлять контрольные мероприятия за уплатой этих платежей.
На письмо заявителя от 16.01.2004 N 9 налоговым органом дан ответ с отказом по тем же мотивам.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15.12.2001, 04.07.2003) вступившие в законную силу Постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебным актом от 29.08.2002 по делу N А65-9806/2002-СА1-29К документы налогового органа (инкассовые поручения N N 2460, 2464, 2465 от 24.06.2002, требование об уплате налога N 2560 от 28.05.2002), на основании которых предъявлены к взысканию суммы оспариваемых в настоящем споре налогов и обязательных платежей, признаны недействительными и не подлежащими исполнению ввиду того, что указанные налоги и обязательные платежи в перечень обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не относились и не включались.
Судом установлено, что налоговый орган в карточках лицевого учета продолжает учитывать указанные суммы и начисляет по ним пени, что подтверждается представленными суду доказательствами - выписками по лицевой карточке заявителя, представленными налоговым органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги, сборы и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Налоговым органом по данному делу не оспаривалась незаконность платежей, являющихся предметом рассмотрения по делу.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что спорные суммы не могли продолжать учитываться налоговым органом в лицевой карточке налогоплательщика и служить основанием для начисления пени, является правильным. Действия ответчика, выражающиеся в продолжении отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщика недоимки по незаконным платежам и начислении пени по ним, не соответствуют Конституции Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования судом удовлетворены обоснованно.
Довод налогового органа о том, что действия налогового органа по ведению карточек лицевых счетов не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него какие-либо обязанности, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не может быть признан правомерным, поскольку, как пояснил представитель заявителя, налоговым органом в адрес заинтересованных лиц направляются сведения о наличии задолженности заявителя по указанным платежам, что создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. В частности, существенно затрудняется получение кредитов в банках.
Суд кассационной инстанции находит решение арбитражного суда по данному делу законным и обоснованным, правовых оснований к его отмене или изменению не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.04.2004 по делу N А65-2290/2004-СА1-29 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.08.2004 n А65-10041/2003-СГ1-5 Дело по иску о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами передано на новое рассмотрение в связи с неправильным применением арбитражным судом норм процессуального права.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также