ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.07.2004 n А57-8640/03-17 Деятельность предприятий, производящих санитарно-противоэпидемические мероприятия за счет бюджетных средств, не облагается налогом на добавленную стоимость.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 июля 2004 года Дело N А57-8640/03-17

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области от 14.07.2003 N 243/15.
Решением арбитражного суда от 21.10.2003 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004 того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает, что решение и Постановление подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ответчиком была проведена выездная налоговая проверка соблюдения МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города" налогового законодательства. По результатам проверки составлен акт N 317/15 от 16.06.2003 и вынесено решение N 243 от 14.07.2003. Проверкой установлено, что в течение 2001 и 2002 гг. МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города" занималось отловом и утилизацией безнадзорных животных. Финансирование этой деятельности осуществлялось из местного бюджета. Денежные средства, полученные от Департамента ЖКХ Администрации г. Саратова организацией, не были включены в налогооблагаемую базу для исчисления налога на добавленную стоимость. Считая, что со средств, полученных на отлов и утилизацию животных, Предприятие должно было уплачивать налог на добавленную стоимость, налоговый орган начислил заявителю 570750,49 руб. налога, пени и на основании ст. 122 НК РФ взыскал штраф.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего. Подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, не признается реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно ФЗ от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями решения вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 15 Устава г. Саратова от 22.12.96 систему органов местного самоуправления города образуют:
- представительный орган - Саратовская городская Дума;
- исполнительный орган - Администрация г. Саратова.
Главой муниципального образования является мэр города - глава городского самоуправления. Муниципальные унитарные предприятия в систему органов местного самоуправления не входят.
МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города" в соответствии с Уставом является муниципальным унитарным предприятием и является подведомственным департаменту ЖКХ администрации города, а не органом местного самоуправления, соответственно применение льготы на основании п/п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ неправомерно.
С данными выводами судов судебная коллегия согласна и считает их основанными на Законе.
Вместе с тем суд, судебная коллегия не может согласиться с утверждениями суда первой и апелляционной инстанций о невозможности применения к спорным правоотношениям положений п/п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Согласно указанной норме не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим пунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. Согласно п. 6 ст. 149 перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Отлов безнадзорных животных полностью подпадает под это определение, т.к. направлен на предотвращение возникновения инфекционных заболеваний, распространителями которых могут быть бродячие животные.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" такой вид деятельности лицензированию не подлежит.
Таким образом, в силу прямого указания Закона деятельность предприятия, проводящего санитарно-противоэпидемические мероприятия по отлову бродячих животных и их утилизации за счет бюджетных средств, обложению налогом на добавленную стоимость не подлежит.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2004 по делу N А57-8640/03-17 отменить.
Заявление Муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города" удовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации оп налогам и сборам N 14 по Саратовской области о 14.07.2003 N 243/15 признать недействительным в части доначисления 570750,49 руб. налога на добавленную стоимость, начисления на эту сумму пени и штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.07.2004 n А57-7968/03-5 Если отгрузка товара была произведена до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, НДС уплачивается в общеустановленном порядке.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также