ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.07.2004 n А65-6363/2004-СА1-32 Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение правил продажи алкогольной продукции несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 июля 2004 года Дело N А65-6363/2004-СА1-32

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Финторг", г. Набережные Челны, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Республики Татарстан N 053 от 25.03.2004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением от 07.05.2004 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Финторг" просит отменить принятое судебное решение, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, в частности о нарушении налоговым органом процедуры проведения осмотра помещения и порядка составления акта об административном правонарушении.
Указывает, что в судебном решении не отражено, какие именно меры не приняты юридическим лицом для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 26.07.2004.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 12.03.2004 при проведении ответчиком проверки павильона N 6 ТД "Арзан", расположенного по адресу: г. Набережные Челны, ул. Коммунальная,36, - принадлежащего заявителю, по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции были выявлены нарушения реализации алкогольной продукции: вина белого полусладкого "Токай Харшевелю" емкостью 0,5 л, дата розлива 14.12.2003, вина розового полусладкого "Монастырская изба. Фруктовый букет", емкостью 0,7 л, дата розлива 25.11.2003, без ценников, прикрепленных к образцам товара.
По результатам проверки составлены протокол осмотра N 005210 от 12.03.2004, протокол об административном правонарушении N 000635 от 17.03.2004 в отношении ООО "Финторг" и вынесено Постановление N 053 от 25.03.2004 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП Российской Федерации, и наложении на него административного взыскания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 14 "Правил продажи алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 978 от 19.08.96 (далее - Правила), при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации N 987 от 19.08.96.
------------------------------------------------------------------
В названных Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи (п. 1 Правил).
В соответствии с п. 19 Правил продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи КоАП Российской Федерации) в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Факт отсутствия ценников при реализации алкогольной продукции материалами дела подтвержден и, как указано в решении арбитражного суда, заявителем не оспаривается. Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП Российской Федерации.
Суд правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии вины юридического лица в совершенном правонарушении.
В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или Законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указал суд, продавцом в договоре розничной купли-продажи является субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а его работник (продавец) вступает в правоотношения с покупателем от имени продавца и стороной сделки не является.
Следовательно, при привлечении к административной ответственности юридического лица, если правонарушение совершено физическим лицом, подлежит установлению факт принятия всех зависящих от руководящих должностных лиц мер по соблюдению законодательства.
В данном случае кроме представленных в материалы дела должностных инструкций на продавца и менеджера, содержащих общий круг их обязанностей, с подписями указанных лиц об ознакомлении с инструкциями, отсутствуют данные, подтверждающие принятие юридическим лицом каких-либо дополнительных мер по соблюдению его работниками установленных правил и норм торговли алкогольной продукцией.
Вывод суда о наличии в данном случае вины юридического лица коллегия считает правильным.
Судом обоснованно отмечено и о том, что нарушение ответчиком срока составления протокола об административном правонарушении, установленного ст. 28.5 КоАП Российской Федерации, не является безусловным основанием для отмены такого Постановления, если при этом не нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2003 N 10964/03 и должна учитываться в целях соблюдения принципа единообразия правоприменительной практики, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Коллегия не усматривает нарушений административным органом ст. 27.8 КоАП Российской Федерации при осмотре помещения, о чем указывает заявитель в кассационной жалобе. Нормы КоАП Российской Федерации не содержат запрета на привлечение в качестве понятого незаинтересованного работника проверяемого юридического лица.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует Закону и материалам дела, правовые основания для его отмены отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.05.2004 по делу N А65-6363/2004-СА1-32 оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Финторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.07.2004 n А65-24492/03-СА1-23 Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также