ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.07.2004 n А12-4589/04-С37 Арбитражный суд признал недействительным решение учредителя - конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия - о ликвидации дочернего унитарного предприятия, поскольку решение о ликвидации муниципального унитарного предприятия может принять его собственник - муниципальное образование.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 июля 2004 года Дело N А 12-4589/04-С37

(извлечение)
Территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению России в Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. ст. 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения учредителя - конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Райкомхоз" Красноармейского района г. Волгограда от 24.09.2003 о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53".
В обоснование заявления указано на несоответствие оспариваемого решения ст. 35 Федерального закона Российской Федерации N 161-ФЗ от 14.11.2003 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон Российской Федерации N 161-ФЗ от 14.11.2002.
------------------------------------------------------------------
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2004 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой, что обжалуемое решение не может быть предметом рассмотрения в рамках административного судопроизводства (глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению России в Волгоградской области ставит вопрос об отмене решения от 19.04.2004 как принятого при неправильном применении ст. ст. 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 61, 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
Законность решения от 19.04.2004 проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.
Территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению России в Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. ст. 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения учредителя - конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Райкомхоз" Красноармейского района г. Волгограда от 24.09.2003 о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53".
Предметом заявленного спора является признание незаконным действия должностного лица по принятию решения, не соответствующего Закону, производство по которому подлежит рассмотрению в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем является ошибочным вывод суда об исковом порядке рассмотрения требований.
Из материалов дела следует, что решение о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53" и о назначении ликвидационной комиссии принято 24 сентября 2003 г. учредителем Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53" - Муниципальное унитарное предприятие "Райкомхоз" в лице конкурсного управляющего Харланова А.Л.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации "О государственных и унитарных предприятиях" решение о ликвидации унитарного предприятия принимает собственник его имущества и он же назначает ликвидационную комиссию.
Поскольку должник является муниципальным предприятием, собственником имущества должника является соответствующее муниципальное образование в силу п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Права муниципального образования как собственника имущества муниципального предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции в соответствии со ст. ст. 215, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Муниципальное унитарное предприятие Райкомхоз, являясь учредителем должника, не является собственником имущества должника.
Ограничение прав собственника имущества должника - унитарного предприятия - в соответствии со ст. 126 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" касаются только прекращения полномочий собственника в отношении унитарного предприятия, признанного банкротом, но не прекращает полномочий собственника в отношении иных унитарных предприятий.
Статья 129 Закона о банкротстве, указывая на переход к конкурсному управляющему полномочий собственника унитарного предприятия в пределах, установленных Законом о банкротстве, не предоставляет право конкурсному управляющему осуществлять полномочия собственника в отношении иных унитарных предприятий.
Таким образом, собственник имущества должника либо уполномоченный им орган не принимал решения о ликвидации должника.
Следовательно, решение учредителя - конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Райкомхоз" Красноармейского района г. Волгограда - от 24.09.2003 о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53" и создании ликвидационной комиссии с учреждением ее членов является незаконным как противоречащее ст. 35 Федерального закона Российской Федерации N 161-ФЗ от 14.11.2003 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. ст. 61, 113, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также является неверным вывод суда о недоказанности Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению России в Волгоградской области факта нарушения его прав и законных интересов.
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству является федеральным органом исполнительной власти по делам о банкротстве, а на момент подачи заявления по настоящему делу Муниципальное унитарное предприятие ЖРЭП-53 находилось в процедуре конкурсного производства.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2004 по делу N А 12-4589/04-С45 отменить.
Заявление Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению России в Волгоградской области ТО ФСФО России в Волгоградской области удовлетворить.
Признать не соответствующим Закону решение учредителя - конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Райкомхоз" Красноармейского района г. Волгограда - от 24.09.2003 о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "ЖРЭП-53".
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.07.2004 n А12-3032/04-С36 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка фактам отсутствия подлинных документов, подтверждающих расходы, понесенные истцом, и недоказанности существования поставщиков товара.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также