ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.07.2004 n А65-22866/03-СА1-23 Арбитражный суд правомерно удовлетворил требования о зачете в счет будущих платежей суммы излишне перечисленных взносов в Пенсионный Фонд, т.к. Конституционным Судом признан не соответствующим Конституции установленный размер отчислений.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 июля 2004 года Дело N А65-22866/03-СА1-23

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Республике Татарстан
на решение от 25.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22866/03-СА1-23
по заявлению Коллегии адвокатов Республики Татарстан в интересах адвокатов Адвокатского центра N 1 г. Альметьевска и адвокатов филиала Коллегии адвокатов Республики Татарстан "Фардеева и ее партнеры", г. Казань, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Республике Татарстан, третье лицо - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о зачете излишне уплаченной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Коллегия адвокатов Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан в интересах адвокатов Адвокатского центра N 1 г. Альметьевска и адвокатов филиала Коллегии адвокатов Республики Татарстан "Фардеева и ее партнеры", Республика Татарстан, г. Альметьевск, с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконным решения налогового органа об отказе зачесть в счет будущих платежей излишне уплаченные адвокатами страховые взносы, начисленные и уплаченные за 1999 - 2000 гг., и обязании зачесть в счет предстоящих платежей в составе единого социального налога излишне уплаченные адвокатами Альметьевской юридической консультации страховые взносы в размере 77245,50 руб. и адвокатами Коллегии адвокатов Республики Татарстан "Фардеева и ее партнеры" в размере 10259,47 руб.
Решением арбитражного суда от 25.02.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 23 апреля 2004 г. того же суда указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу решения и Постановления, обсудив доводы жалобы, оснований для удовлетворения не находит.
Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.", а также Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 г." закреплено, что для адвокатов установлен тариф обязательного страхования в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% полученного дохода.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П (п. 1 резолютивной части) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения п. п. "б" и "в" ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г." и абзацев третьего и шестого п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 г." в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме установления размера отчисления в размере 20,6%, в том числе для адвокатов, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения.
При этом предусмотрено, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования адвокаты уплачивают в Пенсионный Фонд РФ страховые взносы за 1999 и 2000 гг. в размере 20,6% от заработка (дохода).
После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
Как усматривается из материалов дела, заявитель перечислял взносы в Пенсионный фонд РФ за 1999 и 2000 гг. исходя из ставки 20,6%.
Между тем Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 введена в действие гл. 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 234 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что названной главой вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования - и назначенный для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, а уплата осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Одновременно ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ряд нормативных актов, в том числе регулирующих порядок уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Во временном промежутке с даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель специально не предусмотрел новое правовое регулирование размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако анализ указанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в вышеназванном Постановлении, в системной взаимосвязи с нормами, содержащимися в ст. 6, частях 2 и 3 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1999 - 2000 гг. должны рассчитываться с учетом ставки, установленной ч. 4 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма выступает в качестве нового правового регулирования размера ставок обязательных платежей (страховых взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемых адвокатами.
С введением в действие гл. 24 НК РФ прежнее правовое регулирование утратило силу и возникли правовые основания для реализации положения п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П, устанавливающего, что после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
В силу п. 4 ст. 241 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2000 адвокаты уплачивают единый социальный налог в зависимости от налоговой базы. По сравнению с прежними ставками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ у адвокатов заявителя образовалась переплата в размере 6,6% в сумме 87504,97 руб., в том числе у адвокатов Альметьевской юридической консультации - в размере 77245,50 руб. и адвокатов Коллегии адвокатов Республики Татарстан "Фардеева и ее партнеры" - в размере 10259,47 руб.
Порядок зачета переплаченных сумм в счет предстоящих платежей в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога, урегулирован ст. 78 НК РФ. Данный порядок заявителем был соблюден.
С учетом вышеизложенных положений суды пришли к правильному выводу о том, что решение налогового органа об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, выраженное в письме за исх. N 02-02/1745 от 27.09.2002, является необоснованным и нарушающим законные права заявителя на зачет излишне уплаченных страховых взносов, а следовательно, не соответствующим положениям Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22866/2003-СА1-23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

------------------------------------------------------------------

--------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.07.2004 n А65-22424/2003-СГ3-15 Дело по иску конкурсного управляющего о признании недействительным протокола общего собрания пайщиков районного потребительского общества об отчуждении имущества, ранее находящегося под арестом, наложенным службой судебных приставов, передано на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также