ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.07.2004 n А57-8422/03-17 Исковые требования о признании незаконными предписания и решения удовлетворены правомерно, поскольку выдача перевозчикам истцом маршрутных листов не ущемляет права и законные интересы владельцев транспортных средств, допущенных к перевозкам пассажиров, и не противоречит требованиям законодательства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 июля 2004 года Дело N А57-8422/03-17

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саратовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Саратов,
на решение от 02.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 22.04.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8422/03-17
по заявлению Муниципального учреждения "Транспортное управление", г. Саратов, к Саратовскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Саратов, третье лицо - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконными предписания и решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.02.2004 признаны незаконными предписание N 10-7 Саратовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП Российской Федерации), запрещающее Муниципальному учреждению "Транспортное управление" выдачу перевозчикам, выполняющим перевозки на городских маршрутах, маршрутных листов, и решение N 15-31 от 19.06.2003, которым МУ "Транспортное управление" признано нарушившим ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Саратовское ТУ МАП Российской Федерации просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Как полагает податель кассационной жалобы, выдача заявителем перевозчикам маршрутных листов, являющихся для последних разрешением на право работы на маршруте, не предусмотрена действующим федеральным законодательством, ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, чем нарушает ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Кроме того, указывает, что Положение о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах в г. Саратове нигде не было опубликовано, в связи с чем применено судами неправомерно.
Судом апелляционной инстанции не рассмотрено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании представителя Территориального управления.
Третье лицо по делу - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения. При этом указывает, что Правила организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в г. Саратове и прилагаемое к ним Положение о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах г. Саратова, разработанные в целях предоставления безопасных и качественных транспортных услуг населению путем упорядочения организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в г. Саратове, утверждены Саратовской городской Думой 15.07.2003 за N 36-336 и опубликованы в газете "Саратовская панорама", спецвыпуск от 30.07.2003 N 14.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд кассационной инстанции не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 20.07.2004.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами, МУ "Транспортное управление" создано для осуществления функций по организации транспортного обслуживания населения г. Саратова, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением перевозчиками графиков движения и правил работы общественного транспорта на территории города.
25.04.2003 в Саратовское ТУ МАП России поступила жалоба Предпринимателя Рубцовой Т.А. на МУ "Транспортное управление", выдающее ей маршрутные листы за плату.
По результатам рассмотрения жалобы Саратовским ТУ МАП приняты оспариваемые предписание и решение. При этом факт выдачи маршрутных листов за плату своего подтверждения не получил.
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа незаконными, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п/п. "а" п. 3 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2003 N 402, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок автотранспортом является выполнение требований, установленных федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области данного вида деятельности.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402.
------------------------------------------------------------------
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки пассажиров и багажа определяются транспортными уставами и кодексами, иными Законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР движение автобусов и таксомоторов организуется по расписанию на маршрутах, согласованных в установленном порядке.
Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.97 за N 1302, установлено, что владельцы автобусов обязаны утверждать паспорт маршрута, схему маршрута, разрабатывать и согласовывать графики (расписания) движения.
Согласно п. 5 ст. 52 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" органы муниципального образования осуществляют контроль за работой транспортных организаций и предприятий на территории муниципального образования, согласовывают маршруты и графики движения транспорта.
В силу ст. 2 Закона Саратовской области "О транспорте" в ведении органов исполнительной власти области находятся перевозки, осуществляемые отдельными видами транспорта общего пользования по междугородным и пригородным маршрутам, выходящим за пределы муниципального образования.
Порядок использования, передачи маршрутов и допуска перевозчиков на маршруты, а также открытие, закрытие, изменение маршрутов устанавливаются органом исполнительной власти по управлению транспортом или органами самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с заключенными МУ "Транспортное управление" договорами с перевозчиками последние обязаны иметь маршрутный лист - разрешение на право осуществления пассажирских перевозок по закрепленному маршруту в г Саратове.
Маршрутный лист, выдаваемый МУ "Транспортное управление", содержит следующие сведения: срок действия маршрутного листа, наименование владельца транспортного средства, марку и регистрационный номер транспортного средства, серию и номер лицензии, наименование и номер маршрута, режим работы (л. д. 42, 43). Никаких ограничений предпринимательской деятельности маршрутный лист не содержит.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что выдача перевозчикам маршрутных листов не ущемляет права и законные интересы владельцев транспортных средств, допущенных к перевозкам пассажиров, и не противоречит требованиям ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами выводов и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Утверждения ответчика о том, что им заявлялось в апелляционную инстанцию мотивированное ходатайство об отложении судебного разбирательства, материалами дела не подтверждаются.
При таких обстоятельствах коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 22.04.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8422/03-17 оставить без изменения, кассационную жалобу Саратовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.07.2004 n А57-3243/04-9 Исковые требования о признании решения налогового органа незаконным удовлетворены правомерно, поскольку налогоплательщиком предприняты все необходимые меры для получения лицензии, вины в просрочке ее получения нет, в связи с этим отсутствуют основания для привлечения истца к налоговой ответственности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также