ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.07.2004 n А06-1437У-4К/03 Арбитражный суд отказал в признании недействительным Постановления местной администрации об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальной теплоснабжающей организацией, т.к. оспариваемые тарифы приняты в соответствии с действующим законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 июля 2004 года Дело N А 06-1437У-4К/03

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Дунаева Евгения Сергеевича, третьего лица - Иванович Алевтины Михайловны, г. Астрахань,
на решение от 28 апреля 2004 г. по делу N А 06-1437У-4К/03 Арбитражного суда Астраханской области
по заявлению Индивидуального предпринимателя Дунаева Евгения Сергеевича о признании недействующим Постановления Мэра г. Астрахани от 15.01.2003 N 63-м в части утверждения экономического тарифа на тепловую энергию, отпускаемую муниципальной теплоснабжающей организацией - МП ПЭО "Астркоммунэнерго" - для потребителей в размере 334,55 руб. за Гкал; 3-и лица: Департамент экономического развития Астраханской области, Региональная энергетическая комиссия Астраханской области, Муниципальное унитарное предприятие "Астркоммунэнерго", Муниципальное унитарное предприятие "Коммунэнерго", Иванович А.М., г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дунаев Евгений Сергеевич обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействующим Постановления Мэра г. Астрахани от 15.01.2003 N 63-м в части утверждения экономического тарифа на тепловую энергию, отпускаемую муниципальной теплоснабжающей организацией - МП ПЭО "Астркоммунэнерго" - для прочих потребителей в размере 334,55 руб. за Гкал.
В судебном заседании Индивидуальный предприниматель Дунаев Е.С. уточнил требования и просил признать тарифы на тепловую энергию, утвержденные п. 1 Постановления Мэра г. Астрахани от 15.01.2003 N 63-м, не экономически обоснованными, а п. 1 указанного Постановления в части утверждения тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальными теплоснабжающими организациями, недействующим с 15.01.2003, поскольку указанное Постановление не соответствует СНиПу 23-01-99 "Строительная климатология", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/8.
Индивидуальный предприниматель Дунаев Е.С. считает, что установленные оспариваемым Постановлением тарифы на тепловую энергию затрагивает его права и экономические интересы.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.04.2004 в удовлетворении заявления Индивидуальному предпринимателю Дунаеву Е.С. отказано.
Арбитражный суд признал п. 1 Постановления Мэра г. Астрахани от 15.01.2003 N 63-м "Об утверждении экономического обоснования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальными теплоснабжающими организациями", соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 N 41-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.02.99 N 9, Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным ФЭК России от 31.07.2002 N 49-Э/8.
В кассационной жалобе Индивидуальный предприниматель Дунаев Е.С. и Иванович А.М. просят об отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявители указывают, что сведения, изложенные в решении арбитражного суда, о том, что представитель РЭК Астраханской области своей позиции в отношении правомерности Постановления от 15.10.2003 N 63-м не высказал, оценку правомерности требований не дал, от каких-либо пояснений отказался, не соответствуют действительности.
То обстоятельство, что тарифы на тепловую энергию в 2004 г. оказались ниже тарифов на 2003 г. на 15%, свидетельствует о необоснованности тарифов на 2003 г. Об этом же свидетельствует экспертное заключение ООО "АФ Аудит-Бюро", которому арбитражным судом надлежащей оценки не дано. Суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что Постановлением Мэра г. Астрахани от 28.02.2003 N 548-м было приостановлено действие Постановления от 15.01.2003 N 63-м до 01.03.2003.
Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что в соответствии с п. 4.10 "Порядка регулирования цен и тарифов на работы и услуги, оказываемые муниципальными организациями, а также на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению организациями других форм собственности", утвержденного решением городского Совета от 04.12.2001 N 124, Администрация г. Астрахани принимает Постановление об утверждении экономически обоснованных тарифов для всех групп потребителей и тарифов для населения в соответствии с принятым уровнем оплаты населением услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства. Такое решение городским Советом принято только 27.05.2003, следовательно, по мнению заявителей кассационной жалобы, Администрация г. Астрахани до этого времени была не вправе принимать оспоренное Постановление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей ответчика и третьего лица - Иванович А.М., суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Отказывая Индивидуальному предпринимателю Дунаеву Е.С. в удовлетворении его жалобы, арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с п. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, Федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.95 N 41-ФЗ предусмотрено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
В соответствии со ст. 5 Закона тарифы для организаций, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
На основании указанных положений Закона Администрация г. Астрахани в лице Мэра г. Астрахани 15.01.2003 приняла Постановление N 63-м "Об утверждении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальными теплоснабжающими организациями", п. 1 которого утвердила экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую муниципальными теплоснабжающими организациями согласно Приложению для потребителей: гаражно-строительных кооперативов, мастерских, творческих работников и населения, проживающего в домах государственного, муниципального, общественного жилищного фонда, а также граждан, имеющих в собственности жилые помещения, отапливаемые централизованным водяным отоплением:
- горячая вода - 334,55 руб. за 1 Гкал;
- пар - 431,57 руб. за 1 Гкал.
Для прочих потребителей (в том числе организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней):
- горячая вода - 334,55 руб. за 1 Гкал по МП ПЭО "Астркоммунэнерго", 434,38 руб. за 1 Гкал по УМП "Коммунэнерго";
- пар - 431,57 руб. за 1 Гкал по МП ПЭО "Астркоммунэнерго", 560,35 руб. за 1 Гкал по УМП "Коммунэнерго".
Указанные тарифы приняты в соответствии с решением городского Совета г. Астрахани от 04.12.2001 N 124 "Об утверждении Порядка регулирования цен и тарифов на работы и услуги, оказываемые муниципальными организациями, а также на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению организациями других форм собственности" с изменениями, внесенными решением Городского Совета от 05.04.2002 N 49 согласно заключению независимой экспертизы экономического обоснования тарифов, проведенной ООО "Научно-консультативный центр жилищно-коммунального хозяйства".
При определении размера тарифов на тепловую энергию расчет производился на основании Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением ФЭК Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-Э/8. Правомерность расчета экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для указанной в Приложении к Постановлению N 63-м группе потребителей подтверждена выводами акта экспертизы, проведенной Государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Центр аудита и контроля" на основании определения арбитражного суда.
Исследовав акт экспертизы тарифов на услуги теплоснабжения по МУП "Астркоммунэнерго" и МУП "Коммунэнерго" г. Астрахани на 2003 г., выполненной по определению Арбитражного суда Астраханской области от 28.11.2003 по настоящему делу Государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Центр аудита и контроля", арбитражный суд признал его достоверным доказательством, подтверждающим обоснованность и законность установления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую муниципальными теплоснабжающими организациями г. Астрахани, утвержденных п. 1 Постановления Мэра г. Астрахани N 63-м.
Арбитражный суд установил, что ГУП Краснодарского края "Центр аудита и контроля", имея лицензию на осуществление аудиторской деятельности, аттестат аккредитации N 0097 от 15.09.2003 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для проведения полной финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, со сроком действия до 15 сентября 2004 г., при проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на тепловую энергию полно и всесторонне исследовало первичные документы муниципальных теплоснабжающих предприятий г. Астрахани, послуживших основанием для определения величины тарифов на тепловую энергию для группы потребителей, определенной в Приложении к п. 1 Постановления от 15.01.2003.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда имелось достаточно оснований для того, чтобы согласиться с выводом экспертизы о том, что утвержденные п. 1 оспариваемого Постановления тарифы не превышают размера тарифов, предложенных экспертами на 2003 г.
В результате комплексного анализа деятельности МУП "Астркоммунэнерго" и МУП "Коммунэнерго" г. Астрахани экспертизой сделан вывод о том, что формирование тарифа осуществляется объективно на основе анализа фактических затрат и плановых расчетов с указанием на уточнение некоторых статей затрат, включаемых в состав себестоимости, на снижение затрат путем замены электрооборудования, замены сетей, установления диспетчеризации и автоматизации.
Экспертное заключение ООО "АФ Аудит-Бюро" г. Волгограда, выполненное на основании определения арбитражного суда от 01.09.2003 по ходатайству заявителя - Предпринимателя Дунаева Е.С., на достоверности которого настаивают заявители кассационной жалобы, также внимательно изучено арбитражным судом и ему дана надлежащая оценка.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что принятие экспертного заключения ООО "АФ Аудит-Бюро" в качестве достоверного и достаточного доказательства не представляется возможным, поскольку оно основано только на оценке правомерности применения нормативных документов по определению размера и порядка установления тарифов без анализа и оценки технологических, экономических условий теплоснабжающих предприятий, климатических условий и прочих условий, влияющих на изменение размера тарифов на тепловую энергию.
Проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что при утверждении п. 1 Постановления N 63-м Администрация г. Астрахани действовала в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 N 41-ФЗ, поскольку размер утвержденных п. 1 оспариваемого Постановления тарифов экономически обоснован в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.02.99 N 9, Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Кроме того, заявитель в нарушение требований ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 65, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закона не доказал, какие права и законные интересы нарушаются оспариваемым актом.
Не является основанием для отмены судебного акта утверждение заявителей кассационной жалобы о том, что до принятия городским Советом решения от 27.05.2003 Администрация г. Астрахани была не вправе принимать оспоренное Постановление, поскольку оспоренные тарифы приняты в соответствии с решением городского Совета г. Астрахани от 04.12.2001 N 124 "Об утверждении Порядка регулирования цен и тарифов на работы и услуги, оказываемые муниципальными организациями, а также на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению организациями других форм собственности" с изменениями, внесенными решением городского Совета от 05.04.2002 N 49.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.04.2004 по делу N А 06-1437У-4К/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Дунаева Евгения Сергеевича и третьего лица по делу - Иванович Алевтины Михайловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.07.2004 n А57-4196/03-28 При налогообложении в конкретном году должны учитываться те показатели деятельности, влияющие на величину облагаемой налогом прибыли, которые относятся непосредственно к данному временному периоду, наличие у налогоплательщика нераспределенной прибыли прошлых лет не имеет значения при решении вопроса о применении льготы в текущем налоговом (отчетном) периоде.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также