ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2004 n А49-10385/04-223А/17 Оказание услуг на возмездной основе органами местного самоуправления не относится к предпринимательской; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в случае выставления ими покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 июля 2004 года Дело N А49-10385/04-223А/17

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бессоновскому району Пензенской области, с. Бессоновка,
на решение от 02.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-10385/03-223А/17
по заявлению Администрации Чемодановского сельского совета, с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бессоновскому району Пензенской области, с. Бессоновка, о признании решения частично незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чемодановского сельского совета по Бессоновскому району Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации, по налогам и сборам по Бессоновскому району Пензенской области N НР-01-22-35 от 10.12.2003 в части доначисления налогов на прибыль, пользователей автомобильных дорог, с продаж, единого налога на вмененный доход, на добавленную стоимость, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за пользование водными объектами, платежей за право пользования недрами, пеней по ним и налоговых санкций в общей сумме 3050607,51 руб. как не соответствующего положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с Администрации налоговых санкций в общей сумме 482808,63 руб. на основании оспариваемого решения в соответствии с п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119, ст. ст. 123 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2004 требования заявителя о признании незаконным решения налогового органа и встречные требования последнего о взыскании с Администрации налоговых санкций были удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано незаконным в части начисления налога на прибыль в сумме 115452,64 руб., налога на пользователей автодорог в сумме 67122,21 руб., налога с продаж в сумме 7119,21 руб., единого налога на вмененный доход в сумме 19194 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1749124,06 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 21012,13 руб., платежей за право пользования недрами в сумме 18646,20 руб., соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также штрафа в размере 5200 руб. по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части требований отказано.
Соответственно, встречное заявление налогового органа было удовлетворено в части взыскания налоговых санкций в общей сумме 32000 руб., в том числе за неуплату платежей за пользование водными объектами - 10000 руб., за неуплату единого социального налога - 1000 руб., за неперечисление налога на доходы физических лиц - 20000 руб., за непредставление сведений о выплаченных доходах - 1000 руб. Во взыскании штрафа в сумме 450808 руб. отказано, в том числе, в связи с уменьшением размера штрафа на сумму 46075,17 руб. в соответствии со ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
С принятыми судебными актами не согласилась Налоговая инспекция и обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части признания судами незаконным решения налогового органа, а по встречному заявлению - в части отказа во взыскании с налогоплательщика штрафов, предусмотренных ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в общей сумме 399533,46 руб., и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации и удовлетворении встречных исковых требований.
По мнению налогового органа, доначисление налогов заявителю произведено правомерно, поскольку все оказываемые Администрацией Чемодановского сельского совета платные услуги и реализация населению товароматериальных ценностей не относятся к исключительным полномочиям органа местного самоуправления в сфере деятельности по организации местного самоуправления, а являются предпринимательской деятельностью.
Кроме того, заявителем в проверяемом периоде (2001 - 2003 гг.) были выставлены покупателям счета-фактуры по реализуемым товарам (работам, услугам) на общую сумму 3152040 руб., в которых выделен налог на добавленную стоимость в сумме 630408 руб. Эту сумму налога на добавленную стоимость заявитель обязан был перечислить в бюджет на основании п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 05.07.2004.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бессоновскому району с 25 июня по 22 сентября 2003 г. провела выездную налоговую проверку Администрации Чемодановского сельского совета Бессоновского района Пензенской области за период 2001 - 2003 гг. По результатам проверки составлен акт N 285 от 19.11.2003, и принято решение N НР-01-22-35 от 10.12.2003 о привлечении Администрации к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде указанных выше штрафов и взыскании сумм налогов, платежей, пеней за просрочку их уплаты.
Признавая указанное решение налогового органа незаконным в части взыскания налогов на прибыль, пользователей автомобильных дорог, с продаж, единого налога на вмененный доход, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежей за право пользования недрами, пеней и штрафов по указанным налогам за их неуплату, а также штрафа по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно Уставу Чемодановского сельсовета Администрация Чемодановского сельсовета является исполнительным органом местного самоуправления с правами юридического лица. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительным полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. К ведению администрации как органа местного самоуправления относятся также вопросы, перечисленные в ст. 6 вышеуказанного Федерального закона и п. 6 Устава сельского совета, в том числе формирование и исполнение местного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 36 вышеуказанного Закона местные налоги, сборы, штрафы, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с Законами и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления, зачисляются в доходы местных бюджетов.
Статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. К неналоговым относятся доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Как установлено судами, на Администрацию Чемодановского сельского совета в течение 2001 - 2003 гг. решениями представительного органа местного самоуправления с целью покрытия дефицита и исполнения бюджета муниципального образования возлагались обязанности по организации и оказанию населению ряда платных услуг: по организации досуга, автоуслуг, услуг бытового обслуживания, составлению и распечатыванию договоров на передачу земельных участков в собственность, на приватизацию жилищного фонда, откачке стоков, подключению к муниципальным инженерным коммуникациям, производству работ по ремонту, установке, монтажу коммунального инженерного оборудования и других. Оказывались также коммунальные услуги по сдаче помещений в аренду.
Оказание данных услуг на возмездной основе производилось в целях исполнения утвержденной доходной части бюджета муниципального образования, а полученные в результате этой деятельности денежные средства, являясь средствами бюджетного финансирования, в полном объеме направлялись на финансирование расходной части бюджета муниципального образования. В этой связи суды правомерно заключили, что осуществление органом местного самоуправления указанной деятельности не относится к предпринимательской. Полученные денежные средства как целевые не могут быть учтены при определении объекта налогообложения по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, на добавленную стоимость, налога с продаж, платежей за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, единого налога на вмененный доход. Плательщиками указанных налогов являются субъекты предпринимательской деятельности.
Таким образом, суды в указанной части в полном объеме установили все обстоятельства дела и правомерно, в соответствии с действующим законодательством, частично удовлетворили требования органа местного самоуправления о признании недействительным решения налогового органа, соответственно, отказав последнему во взыскании штрафов по указанным налогам.
В то же время судебными инстанциями не учтено следующее.
Из материалов дела и кассационной жалобы следует, что Администрацией Чемодановского сельского совета за проверяемый период при выставлении покупателям счетов-фактур по реализуемым товарам (работам, услугам) на общую сумму 3152040 руб. был выделен налог на добавленную стоимость в сумме 630408 руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога.
Данная норма является специальной, поэтому положения ч. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации об уменьшении подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость на установленные налоговые вычеты, на что ссылается в отзыве на кассационную жалобу Администрация сельского совета, в данном случае применению не подлежат.
Заявитель обязан был в силу вышеупомянутой ч. 5 названной статьи Кодекса, не содержащей каких-либо исключений, полученную от покупателей товаров (работ, услуг) сумму налога на добавленную стоимость перечислить в федеральный бюджет. Данная обязанность исполнена им не была. Следовательно, в этой части решение налогового органа признано судами недействительным неправомерно.
Пени и штраф на эту сумму начислению не подлежат, поскольку в данном случае отсутствуют условия, предусмотренные ст. ст. 75 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, для их начисления.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалуются.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-10385/03-223А/17 о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бессоновскому району Пензенской области N НР-01-22-35 от 10.12.2003 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 630408 руб. отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бессоновскому району Пензенской области удовлетворить частично. В удовлетворении заявления Администрации Чемодановского сельского совета по Бессоновскому району Пензенской области в этой части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2004 n А12-1152/04-С45 Дело по иску о признании недействительным акта проверки соблюдения природоохранного законодательства передано на новое рассмотрение для выяснения вопроса о полномочиях лица, вынесшего решение о проведении проверки, а также вопроса о принадлежности проверяемого объекта истцу на праве собственности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также