ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 n А65-16943/2003-СГ3-28 Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 октября 2005 года Дело N А65-16943/2003-СГ3-28

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть - Нижнекамск" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Республике Татарстан в лице уполномоченных органов - Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, с участием третьего лица - Администрации Новошешминского района Республики Татарстан, о взыскании 4983914 руб. долга в порядке субсидиарной ответственности.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Новошешминский районный Совет народных депутатов.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2004 судом принят отказ от иска к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Производство по делу в отношении него прекращено.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2003 иск удовлетворен. В пользу ООО "Татнефть - Нижнекамск" с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан взыскана сумма задолженности в размере 4983914 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004 данное решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда от 24.08.2004 состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Кассационная инстанция указала, что не установлен собственник имущества, закрепленного за Администрацией Новошешминского района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2005, иск удовлетворен. С Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан в пользу ООО "Татнефть - Нижнекамск" взыскано 4983914 руб. по мотиву, что согласно договору N 02-02 от 05.07.2002 собственником имущества, переданного Администрации Новошешминского района в оперативное управление, является Республика Татарстан.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Татарстан обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права, а ООО "Татнефть - Нижнекамск" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить Постановление апелляционной инстанции в части, касающейся распределения судебных расходов.
До рассмотрения кассационной жалобы ООО "Татнефть - Нижнекамск" от заявителя поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы.
Обсудив данное ходатайство, заслушав представителей сторон, коллегия находит, что ходатайство подлежит удовлетворению, производство по кассационной жалобе ООО "Татнефть - Нижнекамск" - прекращению.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы Министерства финансов Республики Татарстан, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6330/2002-СГ3-28 с Администрации Новошешминского района Республики Татарстан в пользу истца взыскано 4899537 руб. долга и 83777 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и выдан исполнительный лист N 067507.
Возбужденное исполнительное производство было окончено со ссылкой на отсутствие у должника - Администрации Новошешминского района Республики Татарстан - денежных средств.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения взыскателя в арбитражный суд с иском о взыскании с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан в порядке субсидиарной ответственности суммы 4983914 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что должник является учреждением, созданным Республикой Татарстан, и в силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества, то есть Республика Татарстан, а с учетом правил ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации - Министерство финансов Республики Татарстан.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими материалам дела.
Договором от 05.07.2002 N 02-02 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан закрепило за Администрацией Новошешминского района Республики Татарстан государственное имущество на праве оперативного управления, что не противоречит законодательству Республики Татарстан. Так, Государственный Совет Республики Татарстан принял Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" от 30.11.94, который действует в редакции от 25.05.95. Этим законом установлены в районах, городах республиканского подчинения исполнительно-распорядительные органы государственной власти - администрации административно-территориальных единиц.
Администрация Новошешминского района Республики Татарстан в силу Указа Президента Республики Татарстан от 26.07.2002 N УП-643 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан" - территориальный орган республиканского органа исполнительной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения (п/п. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона).
В силу ст. 65 Конституции Республики Татарстан Новошешминский район - административно-территориальная единица.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление, изменение их границ и наименований относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, создание в Республике Татарстан органов государственной власти на уровне районов не противоречит федеральному законодательству. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Татарстан, в том числе администрации районов и городов, образуют, по п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Вышеизложенные доводы подтверждены определением Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2001 N 11-Г01-21.
Кроме того, Законом Республики Татарстан от 06.04.2005 N 64-3РТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (ст. 57) подтверждено, что администрации районов являются исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан общей компетенции и выполняет государственные полномочия.
Судом установлено, что собственником имущества должника является Республика Татарстан. Отсутствие денежных средств у учреждения подтверждается Постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Имущество, приобретенное в рамках ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствует, чему свидетельствует справка об отсутствии государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Учитывая, что задолженность возникла из гражданско-правовой сделки, заключенной Администрацией Новошешминского района Республики Татарстан, как органом государственной власти, имеющим статус государственного учреждения в силу положения, то применение судом правил ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскание с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан суммы задолженности не противоречит правилам примененных норм права.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что закрепленное за Администрацией Новошешминского района Республики Татарстан на праве оперативного управления имущество не является государственным, документально не подтвержден.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательств принадлежности закрепленного имущества иному лицу не представлено. При этом выводы суда о том, что собственником имущества должника является Республика Татарстан, сделаны с учетом имеющихся в деле доказательств.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Республики Татарстан является ненадлежащим представителем ответчика - Республики Татарстан, противоречит положениям ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как Министерство финансов Республики Татарстан, будучи органом государственной власти, осуществляет права собственника от имени Республики Татарстан, как его финансовый орган.
В этом статусе оно отвечает в силу закона по обязательствам, возникшим в связи с наделением имуществом Республики Татарстан учреждения - Администрации Новошешминского района, как государственного органа Республики Татарстан.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что принудительное исполнение исполнительного документа в отношении должника окончено со ссылкой на отсутствие у него денежных средств, коллегия считает, что по существу обжалуемые судебные акты правомерны и основания для их отмены не имеются.
Руководствуясь ст. ст. 282, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Татнефть - Нижнекамск", с. Новошешминск, Республика Татарстан, удовлетворить, отказ от кассационной жалобы принять.
Производство по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Татнефть - Нижнекамск" на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.07.2005 по делу N А65-16943/2003-СГ3-28 прекратить.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 21.07.2005 по делу N А65-16943/2003-СГ3-28 оставить без изменений, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 n А65-1396/2005-СА2-34 Право на осуществление платы за пользование водными объектами без пятикратного увеличения в период оформления новой лицензии имеют лишь организации, осуществляющие водопользование на основании ранее выданной лицензии, срок действия которой закончился; проведение камеральной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока не может повлечь признания решения налогового органа незаконным.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также