ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.06.2004 n А12-17708/03-С56 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании суммы убытков, образовавшихся в результате предоставления лекарственных препаратов некоторым категориям граждан за счет казны РФ в лице Министерства финансов, поскольку соответствующим Федеральным законом предусмотрено, что финансирование указанных расходов осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 июня 2004 года Дело N А 12-17708/03-С56

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 22.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-17708/03-С56
по иску Комитета по здравоохранению Администрации Дзержинского района г. Волгограда к Отделению федерального казначейства по Дзержинскому району г. Волгограда, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства МФ Российской Федерации по Волгоградской области о возмещении 109967 руб. ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по здравоохранению Администрации Дзержинского района г. Волгоград (далее по тексту - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Отделению федерального казначейства по Дзержинскому району (далее по тексту - ОФК) о взыскании 109967 руб. 60 коп.
Решением от 22.01.2004 арбитражный суд удовлетворил исковые требования, взыскав заявленную сумму с ОФК за счет казны Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2004 арбитражный суд отменил указанное решение, удовлетворил иск, взыскав убытки с Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление федерального казначейства по Волгоградской области в своей кассационной жалобе просит их отменить как не соответствующие нормам права, отказав в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда является ошибочным, поскольку органы федерального казначейства возмещают произведенные расходы на приобретение лекарств в пределах средств, предусмотренных на данные цели в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, и объемах, которые установлены Минздравом России.
Истец с доводами кассационной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлен перерыв до 30.06.2004 до 11 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что из-за отказа сотрудников ответчика включить в сумму расходов, возмещаемых из федерального бюджета, стоимость препарата "Гливек", предоставленного гражданину Беркуцкому А.Я., ставшему инвалидом в связи с аварией на ПО "Маяк" и имеющему право на бесплатное приобретение лекарств, расходы аптечного учреждения (МУП "Аптека N 251") частично возместил истец из средств районного бюджета.
Право на подачу иска обосновано распоряжением Администрации г. Волгограда от 29.12.2001 N 1149-р и Администрации Дзержинского района от 29.01.2002 N 10-02-р, которым на Комитет возложена обязанность обеспечивать возмещение затраченных средств районного бюджета через ОФК Дзержинского района.
30.01.2002 во исполнение указанного распоряжения Комитетом с МУП "Аптека N 251" заключен договор N 8, согласно которому Аптека обязалась производить льготный и бесплатный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей, а Комитет обязан производить оплату счетов.
Аптека предъявила для оплаты в Комитет счет-фактуру N 46 на сумму 264285 руб. 50 коп., из которых 264000 руб. - стоимость препарата "Гливек" и 285 руб. 50 коп. - стоимость препаратов "Энап" и "Аспиринкардио", отпущенных гражданину Беркуцкому А.Я. ОФК стоимость препаратов "Энап" и "Аспиринкардио" на сумму 285 руб. 50 коп. была возмещена, в возмещении стоимости препарата "Гливек" было отказано.
Комитет частично, на сумму 88875 руб., оплатил задолженность, оставшаяся сумма - 109967 руб. 60 коп. осталась неоплаченной.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обеих инстанций исходили из того, что отказ ОФК в оплате 109967 руб. 60 коп. противоречит Положениям ст. ст. 5, 13, 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом суд применил ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на то, что цена иска составляет суммы убытков, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Анализируя имеющиеся в деле материалы, судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, считает его основанным на правильном применении норм права.
Действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.11.98 N 175-ФЗ, распространяется на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.91 государство гарантирует гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получение денежных и материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу. К таким льготам относится, в том числе, бесплатное приобретение лекарств.
Статьей 5 Закона предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрены ограничения при обеспечении граждан, указанных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, лекарственными средствами; не установлено, что лекарственные средства для этих лиц выделяются в соответствии с каким-либо перечнем.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины Министерства финансов, финансировании Минфином только заложенных в бюджет расходов не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку взыскание денежных средств фактически производится с казны Российской Федерации.
Также нельзя признать обоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство здравоохранения России, поручив Комитету по здравоохранению обеспечить Беркуцкого А.Я. лекарственным препаратом "Гливек", предполагало, что обеспечение будет происходить за счет средств местного бюджета.
Из содержания письма Министерства здравоохранения от 14.06.2003 не усматривается такого вывода Министерства здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 24.04.96, изданного во исполнение вышеуказанного Закона, финансирование льгот предусмотрено за счет федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
Доказательства, опровергающие вывод суда, не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-17708/03-С56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.06.2004 n А72-9926/03-КД309 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы РФ и представления в налоговые органы соответствующих документов; Закон не связывает возникновение у добросовестного налогоплательщика-экспортера права на возмещение НДС с фактом перечисления суммы налога его поставщиками.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также