ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 17.06.2004 n А65-21470/2003-СА1-7 Денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта, не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку такие платежи не соответствуют понятию авансовых платежей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 июня 2004 года Дело N А65-21470/2003-СА1-7

(извлечение)
ОАО "Камаз", г. Набережные Челны, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны N 37 от 11.08.2003, которым он привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 г. в связи с занижением налоговой базы на сумму авансовых платежей в размере 58340608 руб., ему доначислен НДС в сумме 9723435 руб., и начислены пени в сумме 39462 руб.
Решением от 09.02.2004 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил. Оспариваемое решение налогового органа признал недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить судебное решение, настаивая на том, что заявителем налоговая база по НДС за март 2003 г. занижена на сумму авансовых платежей, полученных от организаций дальнего зарубежья и зарубежных организаций на территории СНГ, в связи с чем решение налогового органа является правомерным.
ОАО "Камаз" в отзыве на кассационную жалобу считает решение суда законным и просит оставить его без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной заявителем налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2003 г. ответчиком составлен акт камеральной проверки N 45 от 18.07.2003 и принято оспариваемое решение N 37 от 11.08.2003.
Указанным решением налоговым органом на основании того, что заявителем в нарушение ст. 153, п. 8 ст. 154, п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДС за март 2003 г. занижена на сумму авансовых платежей, полученных от организаций дальнего зарубежья и зарубежных организаций на территории СНГ в счет предстоящих поставок товаров на сумму 58340608 руб., последний привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1944687 руб., ему предложено уплатить указанную сумму налоговых санкций, неуплаченных НДС в сумме 9723435 руб., и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 39462 руб.
Признавая данное решение налогового органа недействительным, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная согласно ст. ст. 153 - 158 Кодекса, подлежит увеличению на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, оказания услуг.
В этой связи суд обосновано отклонил довод заявителя о том, что с авансовых платежей не подлежит исчисление и уплата НДС.
В то же время согласно п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каковым по НДС является один месяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
При этом вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок, после даты реализации товаров.
Как установлено судом, принимая оспариваемое решение, налоговый орган ограничился указанием на невключение в налоговую базу суммы 58340608 руб. авансовых платежей и не учел общего результата по сумме налога, подлежащей уплате за март 2003 г.
Так, не учтен вычет в сумме 50190041 руб. НДС, начисленный на авансовые платежи, поступившие в феврале 2003 г., отгрузка по которым осуществлена в марте 2003 г.
Кроме того, налоговым органом не принято во внимание, что в декларации за март 2003 г. Обществом заявлено к возмещению 149618309 руб. НДС по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, и, согласно акту сверки, указанная сумма не опровергается ответчиком, хотя из этой суммы осталась невозмещенной сумма 9952922,18 руб. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Суд правомерно указал и на то, что налоговый орган, квалифицируя сумму 58340608 руб. как авансовый платеж и включая ее полностью в налоговую базу, не учел письма МНС Российской Федерации от 19.06.2004 N ВГ-6-03/672, а также Методических рекомендаций по применению гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", в редакции Приказа МНС Российской Федерации от 19.09.2003 N ВГ-3-03/499, по смыслу которых следует, что денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта, не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку такие платежи не соответствуют понятию авансовых платежей, определенному ст. 487 Гражданского кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, следует читать: "...в редакции Приказа МНС Российской Федерации от 19.09.2003 N БГ-3-03/499...".
------------------------------------------------------------------
В частности, Налоговая инспекция включила в сумму авансовых платежей 201290 руб., полученных заявителем из Монголии по платежному поручению N 4091 от 27.03.2003 (контракт N 30299), хотя отгрузка оформлена 26 марта 2003 г. по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10404060/260303/0000676.
Аналогично по платежному поручению N 4093 от 26.03.2003 на сумму 73429 руб. и на сумму 201289,92 руб. (контракт N 30299), реализация товаров оформлена по той же ГТД.
Неправомерно включена также сумма 282424,50 руб., полученная из Вьетнама по платежному поручению N 238 от 31.03.2003, в то время как экспортная отгрузка оформлена 20 декабря 2002 г. по ГТД N 10404060/201202/0003171.
При таких обстоятельствах суд обоснованно заключил, что вывод налогового органа о неполной уплате НДС не подкреплен анализом фактического состояния расчетов по НДС за спорный период.
Это вытекает и из содержания оспариваемого решения, в котором отражено, что по состоянию на 18.07.2003 и на 22.08.2003 Общество переплатило в бюджет 214149345 руб. и 160413328 руб.
С учетом вышеуказанного невключение в налоговую базу за март 2003 г. сумм авансовых платежей не повлекло в целом неуплаты налога и является обстоятельством для корректировки сторонами расчетов по налогу, о чем суд правомерно указал в своем решении.
Таким образом, обжалуемое судебное решение соответствует Закону и материалам дела, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2004 по делу N А65-21470/2003-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 17.06.2004 n А65-20358/03-СА1-23 Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также