ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.06.2004 n А72-5521/03-КД154 Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия Закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 июня 2004 года Дело N А 72-5521/03-КД154

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение от 06.04.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-5521/03-КД154
по заявлению Заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействующими решений Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области, г. Ульяновск, от 22.01.2003 N N 2, 3
с участием третьих лиц: Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск, Законодательного собрания Ульяновской области, г. Ульяновск, Открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск, Муниципального предприятия "УльГЭС", г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействующими решений Региональной энергетической комиссии Ульяновской области (правопреемник - Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области) от 22.01.2003 N 2 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению" и от 22.01.2003 N 3 "О тарифах на энергоресурсы", введенные в действие с 01.02.2003.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые решения Региональной энергетической комиссии Ульяновской области (далее - РЭК Ульяновской области) приняты в нарушение требований ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" без одновременного внесения изменений и дополнений в бюджет Ульяновской области на 2003 г., что влечет увеличение расходов бюджетов муниципальных образований Ульяновской области в связи с необходимостью выплаты гражданам компенсаций и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также увеличение бюджетных расходов.
Решением от 03.11.2003 заявление о признании недействующим решения РЭК Ульяновской области от 22.01.2003 N 3 оставлено без удовлетворения как соответствующее Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 N 41-ФЗ.
Производство по делу в части требования о признании недействующим решения РЭК Ульяновской области от 22.01.2003 N 2 прекращено со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку с 01.04.2003 прекратилось его действие в связи с принятием РЭК Ульяновской области решения от 21.03.2003 N 13, которым были введены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, меньшие по сравнению с тарифами, установленными решением от 22.01.2003 N 2.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 22.01.2004 отменил решение от 03.11.2003 в части прекращения производства по делу о признании недействующим решения РЭК Ульяновской области от 22.01.2003 N 2 и направил дело в этой части для рассмотрения по существу в суд первой инстанции, в остальной части оставлено без изменения.
Решением от 06.04.2004 заявление о признании недействующим решения РЭК Ульяновской области от 22.01.2003 N 2 оставлено без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что введенный Федеральным законом от 10.01.2003 N 6-ФЗ принцип государственного регулирования тарифов не может быть распространен на 2003 г., и установленные тарифы признаны экономически обоснованными Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
Заместитель прокурора Ульяновской области, обжалуя указанный судебный акт, в кассационной жалобе просит его отменить, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, решением от 22.01.2003 N 2 Региональной энергетической комиссией Ульяновской области были утверждены и введены в действие с 01.02.2003 тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения и приравненным к ним группам потребителей Ульяновской области.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 6-ФЗ) предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год в рамках указанных выше предельных уровней до принятия Закона субъектом Российской Федерации о бюджете (ч. 3 ст. 2 введена в редакции ФЗ-6 от 10.01.2003, опубликованного 13.01.2003).
На период 2003 г. предельные уровни тарифов Правительством Российской Федерации не устанавливались и исходя из смысла нормы ч. 3 ст. 2 настоящего Федерального закона не могут быть установлены, поскольку ранее, до принятия Федерального закона от 10.01.2003 N 6-ФЗ, был принят Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Следовательно, введенный Федеральным законом от 10.01.2003 N 6-ФЗ принцип государственного регулирования тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год в рамках установленных Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на этот год, до принятия Законов субъектов Российской Федерации о бюджете на этот год, не может быть распространен на 2003 г.
По смыслу ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъекта в области регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год в рамках установленных Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на этот год, до принятия Закона субъекта на этот год.
Таким образом, указанный механизм установления тарифов на 2003 финансовый год применен быть не может в связи с отсутствием до начала года данной нормы Закона (ч. 4 ст. 2 ФЗ-41), а также в связи с тем, что Правительством Российской Федерации не установлены предельные уровни тарифов на 2003 г.
Установленные тарифы для потребителей Ульяновской области на электрическую энергию на 2003 г., утвержденные Региональной энергетической комиссией Ульяновской области, признаны экономически обоснованными Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, что установлено Протоколом совещания по рассмотрению обоснованности тарифов на электрическую энергию на 2003 г. в Федеральной энергетической комиссии России от 05.03.2003 N 2/3 (т. 1, л. д. 77 - 80).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления о признании недействующим решения РЭК Ульяновской области от 22.01.2003 N 2 у арбитражного суда не имелось, поэтому в удовлетворении заявления отказано обоснованно.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-5521/03-КД154 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.06.2004 n А72-10121/03-А663 Арбитражный суд отказал в признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, т.к. материалами дела подтверждается возмездный характер сделок.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также