ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.05.2004 n А72-5434/03-Г335 Дело по иску о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, направлено на новое рассмотрение для дополнительного исследования наличия и размера убытков.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 мая 2004 года Дело N А72-5434/03-Г335

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Цемзавод, Сенгилеевского района Ульяновской области,
на решение от 28.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5434/03-Г335
по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Цемзавод, Сенгилеевский район Ульяновской области, к Управлению финансов Администрации Ульяновской области, г. Ульяновск, Администрации Сенгилеевского района Ульяновской области, г. Сенгилей, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, Управлению финансов Администрации Сенгилеевского района Ульяновской области, г. Сенгилей, и Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 158089 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.11.2003 Арбитражным судом Ульяновской области отказано в удовлетворении иска Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Цемзавод Сенгилеевского района Ульяновской области (далее - МУП ЖКХ п. Цемзавод) к Управлению финансов Администрации Ульяновской области, Администрации Сенгилеевского района Ульяновской области, Управлению финансов Администрации Сенгилеевского района, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании 158089 руб. 25 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2002 г., в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887.
Данное решение мотивировано тем, что истцом в 2002 г. на основании представленных Администрацией Сенгилеевского района Ульяновской области списков граждан были предоставлены субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии гражданам и членам их семей, которые имеют на это право, в связи с чем образовались убытки в размере 158089 руб. 25 коп. Однако порядок возмещения предоставленных истцом субсидий гражданам не установлен и вина ответчиков в причинении убытков не доказана.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
Истец - МУП ЖКХ п. Цемзавод, обжалуя указанные судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права, а также тем, что согласно представленным и имеющимся в деле доказательствам субсидии предоставлялись гражданам в 2002 г. на основании ежемесячных распоряжений Администрации Сенгилеевского района и размер платы за жилищно-коммунальные услуги лицам, указанным в приложенных списках, ежемесячно уменьшался на сумму субсидий. При этом убытки в сумме 158089 руб. 25 коп. составляют разницу между начисленной платой гражданам за жилищно-коммунальные услуги по утвержденным тарифам и суммой предоставленных субсидий, размер которых ответчиками не оспаривается. В связи с этим истец полагает, что убытки подлежат возмещению в соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование истца о возмещении ответчиками 158089 руб. 25 коп. убытков, возникших в связи с реализацией Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.99 N 887 в части снижения стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на основании данного Закона и нормативного акта право на получение государственных жилищных субсидий, предоставленных в 2002 г. на указанную сумму.
Названным Федеральным законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, по расходам на эти цели превышающим половину установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Порядок и условия предоставления таких субсидий должны быть установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обеспечение предоставления субсидий Законом возложено на органы местного самоуправления. При этом возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которой устанавливается Законами о бюджете на очередной финансовый год.
Согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ, введенному в действие с 09.06.2000, государственная социальная помощь, в том числе и в виде субсидий, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи. В силу ст. 12 указанного Федерального закона государственная социальная помощь в виде субсидий осуществляется в виде денежных выплат.
Статьей 15.1 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" также предусмотрена постепенная замена финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
Вместе с тем до настоящего времени сохранен порядок предоставления субсидий, установленный "Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887, согласно которому субсидии гражданам предоставляются в безналичной форме в виде уменьшения размера их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Поскольку государство не обеспечило выполнение Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" в части перехода на выплату малоимущим гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме, как это предусмотрено и Федеральным законом "О государственной социальной помощи", оно обязано предоставлять финансовую помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства, в частности на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий, установленных на федеральном уровне, по уменьшению стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг малоимущими гражданами.
При этом должен быть разработан как порядок компенсации таких затрат, так и предусмотрено финансирование этих затрат в полном объеме. В связи с тем, что указанным действующим законодательством обязанность предоставления субсидий и разработка порядка их предоставления возложена на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, в расходах федерального бюджета должны предусматриваться достаточные средства для компенсации расходов соответствующих бюджетов на эти цели и предоставление их бюджетам субъектов Российской Федерации, а последними, в свою очередь, - органам местного самоуправления, что предусмотрено ст. ст. 5 и 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Между тем выводы суда об отказе в удовлетворении иска по мотивам отсутствия порядка возмещения предоставленных субсидий и недоказанностью истцом вины ответчиков в причинении убытков не основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и приняты без учета указанных требований Закона и положений ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, доводы истца, приведенные в обоснование наличия и размера убытков в сумме 158089 руб. 25 коп., и представленные в их обоснование документы арбитражным судом не исследованы и по существу оценка им не дана.
Таким образом, решение от 28.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 приняты по неполно выясненным и исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо установить, определен ли порядок и условия предоставления субсидий на территории Ульяновской области, предусматривает ли он порядок возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства затрат, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выделялись ли в 2002 г. средства федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий, в каком объеме они были предусмотрены и как распределены субъектом Российской Федерации - Ульяновской областью, в том числе на уровне местного самоуправления, и дать оценку правомерности действий (бездействия) соответственно Российской Федерации в лице уполномоченного органа, Ульяновской области в лице уполномоченного органа и органа местного самоуправления, с учетом достаточности выделенных средств. На основании полученных данных и во взаимосвязи с вышеизложенным суду также следует оценить, имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) ответчиков и возникшими у истца убытками.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5434/03-Г335 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же арбитражного суда.
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.05.2004 n А65-24493/03-СА1-23 Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также