ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.05.2004 n А65-24493/03-СА1-23 Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 мая 2004 года Дело N А65-24493/03-СА1-23

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Торгово-финансовая компания "КАМАЗ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене Постановления б/н от 02.12.2003 по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда от 03.02.2004 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из представленных по делу документов, 26.11.2003 ответчиком была проведена проверка полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, принадлежащей заявителю за период с 08.07.2002 по 31.07.2002.
По результатам проверки составлен акт проверки б/н от 26.11.2003, протокол об административном правонарушении N 002042 от 27.11.2003, где указано, что заявителем не полностью оприходована в кассу денежная наличность в размере 318,03 руб. На основании материалов об административном правонарушении налоговым органом 02.12.2003 вынесено Постановление б/н по делу об административном правонарушении, которым на заявителя наложено административное взыскание по ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности, в виде штрафа в размере 40000 руб.
Признавая данное Постановление незаконным, суд правомерно указал, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности у Налоговой инспекции не имелось.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно, в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена согласованная с Минфином России и Минэкономики России унифицированная форма первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин: КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам".
Как усматривается из материалов дела, заявителю вменено в вину неполное оприходование в кассу денежной наличности в размере 318,03 руб., произошедшее в результате возврата уплаченной покупателем суммы без приложенного к акту формы КМ-3 погашенного чека.
В данном случае первоначальное оприходование денежной наличности при получении и их последующий возврат покупателю осуществлялись с применением контрольно-кассовой техники и отражением в первичной учетной документации, что, как правильно указал суд, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, ответчиком пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, выразившееся в неоприходовании денежной наличности в кассу, осуществляется в день, когда денежная наличность подлежала оприходованию, и по своей правовой природе не является длящимся.
Поскольку к моменту рассмотрения ответчиком материалов по делу об административном правонарушении истекли сроки давности, установленные п. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то заявитель не мог быть привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое, по мнению ответчика, было совершено 31.07.2002, что в соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 3 февраля 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24493/2003-СА1-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.05.2004 n А65-21251/2003-СГ4-35 В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные соответствующим Законом, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также