ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04.2004 n А65-613/2004-СА2-9 При декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органам зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 апреля 2004 года Дело N А 65-613/2004-СА2-9

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Татарстанской таможни от 29.12.2003 N 10404000-1051/2003 о привлечении ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 руб.
Решением от 16.02.2004 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ".
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, Постановление Татарстанской таможни по делу об административном правонарушении N 10404000-1051/2003 признать незаконными и отменить.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения суд неправильно применил нормы материального права, не применил Закон, подлежащий применению.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено судом и подтверждается материалами дела, что 25 марта 2003 г. во исполнение контракта N 804/40096783-30087 от 13 февраля 2003 г. заявитель произвел таможенное оформление и отгрузку товара - запасные части к автомобилям КамАЗ-5511, 5320, 53212, 5410, всего 16 наименований товаров, 61 место в таможенном режиме "экспорт" по ГТД N 10404060/240303/0000670 в адрес ООО "Евросклад-Сервис", Республика Украина.
28.02.2003 заявитель письмом N 85-001/464 на имя начальника Набережночелнинского таможенного поста обратился с просьбой разрешить производить таможенное оформление экспортируемых грузов без предоставления документов согласно совместному Приказу ГТК РФ и МНС РФ и дал обязательство представить необходимые документы в месячный срок. Однако документы - счета-фактуры - были представлены заявителем только 29.04.2003.
По факту нарушения установленных сроков таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2003 по ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено Постановление от 29.12.2003 N 10404000-1051/2003 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4000 руб. (40 МРОТ).
Данное Постановление было обжаловано в суд, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд фактически исходил из того, что согласно совместному Приказу ГТК РФ и МНС РФ N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 "Об усилении налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" установлено, что при помещении товаров под таможенный режим экспорта декларантом представляются для таможенных целей в таможенный орган копии счетов-фактур, полученных собственником от продавца товара, с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций - собственников экспортируемого товара.
Эти копии подписывают руководитель и главный бухгалтер собственника экспортируемого товара и заверяются печатью организации.
Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации не обязывает при таможенном оформлении товара представлять счета-фактуры продавца товара с регистрацией их в налоговых органах, а ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень данных, которые указываются в счете-фактуре.
Совместный Приказ ГТК РФ и МНС РФ N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 законодательным актом не является.
Более того, ГТК РФ письмом от 29.12.2003 N 01-06/50834 сообщил о несоответствии совместного Приказа ГТК РФ и МНС РФ от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей.
Регистрация счетов-фактур в налоговых органах не является обстоятельством, решающим вопрос о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, так как факт такой регистрации или отсутствие его не влечет за собой изменение сведений в самом счете-фактуре, которые необходимы для проведения таможенного контроля.
Таким образом, коллегия признает, что при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органам зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает в действиях заявителя состава административного правонарушения, а следовательно, и оснований для привлечения его к административной ответственности, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В остальной части доводы заявителя жалобы являются несостоятельными, так как суд правомерно не усмотрел нарушений Таможней процедурных норм, регулирующих сроки и порядок составления протокола об административном правонарушении, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-613/2004-СА2-9 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Требования Закрытого акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" удовлетворить.
Постановление Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления ГТК РФ по делу об административном правонарушении N 10404000-1051/2003 от 29.12.2003 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04.2004 n А65-5362/03-СГ3-33 В удовлетворении иска о взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы кредиторской задолженности отказано правомерно, т.к. при отсутствии у должника каких-либо обязательств перед истцом на ответчика не может быть возложена субсидиарная ответственность.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также