ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04.2004 n А49-5243/03-187/5 Дело по иску о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части изменения размера арендой платы передано на новое рассмотрение для анализа соответствия установленного договором порядка определения величины арендной платы действующему земельному законодательству.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 апреля 2004 года Дело N А49-5243/03-187/5

(извлечение)
ООО "Агрофирма Евросервис - Беково", истец по делу, обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Министерству государственного имущества Пензенской области, ответчик по делу, о внесении изменений в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 27 от 06.03.2001 в части изменения размера арендной платы.
Решением от 21 января 2004 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2004 г., в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что стороны в договоре аренды земель сельскохозяйственного назначения определили размер арендной платы в сумме 322676 руб. в год (п. 2.1 договора).
В соответствии с ФЗ "О бюджете" ставки арендной платы, указанные в договорах аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, увеличивались на коэффициенты, установленные этими Законами. Стороны заключали дополнительные соглашения к договору на увеличение арендной платы с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Стороны добровольно установили арендную плату в сумме 322676 руб. В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение условий договора возможно лишь по соглашению сторон.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, иск удовлетворить.
Кассационная жалоба истца мотивирована тем, что судами неправильно истолковано положение ст. 4 ФЗ "О плате за землю".
Суды также не дают правовой оценки двум Законам Пензенской области, представленным в обоснование своих исковых требований. Пункт 3 ст. 5 Закона Пензенской области "Об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности Пензенской области", принятый в 2002 г., и Закон Пензенской области "Об аренде земельных участков, находящихся в собственности Пензенской области", 2002 г., в котором базовые ставки арендной платы за единицу площади земельного участка для земель сельскохозяйственного использования соответствуют ставкам земельного налога для соответствующих земель, установленным согласно действующему законодательству" п. 3 ст. 5 Закона.
Ответчик как исполнительный орган власти не вправе самостоятельно устанавливать размер арендной платы. Это право дано только органам представительной власти субъектов Российской Федерации, и принятые решения не должны противоречить Законодательству Российской Федерации.
Истец является сельскохозяйственным предприятием.
Таким образом, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О плате за землю" с истца как с сельскохозяйственного предприятия плата за землю не должна превышать земельный налог.
Это означает, что п. 2.1 названного договора не соответствует требованиям Закона и является ничтожным в силу Закона ст. 168 ГК РФ.
Проверив законность принятых судебных актов, правильное применение норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает подлежащими их отмене в силу следующего.
При проверке судебных актов суд кассационной инстанции исходит из положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ и доводов кассационной жалобы.
Обосновывая свой вывод о правомерности ставок арендной платы положениями ст. ст. 421 и 450 Гражданского кодекса РФ, суд не учел, что на дату заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения действовал Закон РФ "О плате за землю".
В соответствии со ст. 21 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категории арендаторов.
В приложении N 1 к Закону РФ "О плате за землю" установлен средний размер земельного налога по Пензенской области в сумме 12,70 руб. (л. д. 62, т. 1). Кроме того, впоследствии к данной ставке применены коэффициенты (л. д. 70, т. 1).
С 30 октября 2001 г. действует Земельный кодекс РФ, в соответствии с п. 3 ст. 65 которого порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Материалы дела содержат Закон Пензенской области "Об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности Пензенской области" от 23 мая 2002 г. N 364-ЗПО (л. д. 66 - 68, т. 1), в соответствии с которым определялся размер арендной платы.
Выводы суда о размере арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения сделаны без учета положений данных правовых актов.
При новом рассмотрении спора суд должен учитывать, что по отношению к общим нормам Гражданского законодательства нормы Земельного законодательства являются специальными. Положениями земельного законодательства установлен порядок определения величины арендной платы, в том числе и для земель сельскохозяйственного назначения. И прежде всего следовало решать спор с учетом норм земельного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 января 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5243/03-187/5 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Арбитражному суду Пензенской области при новом рассмотрении спора распределить государственную пошлину по кассационной жалобе.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04.2004 n А49-4383/03-190А/13 Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом при производстве по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также