ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04.2004 n А12-9767/03-С6 Дело по иску о взыскании убытков, вызванных предоставлением льгот по оплате за газ отдельным категориям граждан за счет казны РФ в лице Минфина РФ, передано на новое рассмотрение, т.к. судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 апреля 2004 года Дело N А 12-9767/03-С6

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 20 - 27.01.2004
и кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Еланьрайгаз", р.п. Елань, Волгоградская область,
на Постановление апелляционной инстанции того же суда от 20 -27.01.2004
по иску Открытого акционерного общества "Еланьрайгаз", р.п. Елань, Волгоградская область, к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области г. Волгоград, Управлению федерального казначейства Министерства финансов России по Волгоградской области, г. Волгоград, Территориальному управлению ГФКУ по Еланскому району Волгоградской области, р.п. Елань, Волгоградская область, о взыскании 7006170 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Еланьрайгаз", р.п. Елань, Волгоградская область, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов России по Волгоградской области, г. Волгоград (далее по тексту - УФК), Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград (далее по тексту - ГФКУ), Территориальному управлению ГФКУ по Еланскому району Волгоградской области, р.п. Елань, Волгоградская область, (далее по тексту - Управление) о взыскании убытков:
с казны Российской Федерации - 530900 руб.;
с казны Волгоградской области - 284800 руб.;
с казны Еланского района - 1198300 руб.
Исковое заявление мотивировано причинением истцу убытков, в связи с непредоставлением органами государственного власти компенсаций за предоставленные истцом льготы отдельным категориям граждан за потребленный газ за период со второго полугодия 2000 г. по 01.06.2003 во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов", Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", Закона РФ "О статусе судей", Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "О прокуратуре", Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О милиции", Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС", Федерального закона "О ветеранах", Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента РФ "О мерах по поддержке многодетных семей", Постановления ВЦИК и СНХ РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".
До вынесения решения по делу истцом увеличена сумма иска до 7006170 руб. в связи с увеличением периода взыскания по 01.10.2003, в том числе: с казны Российской Федерации - 1292270 руб., с казны Волгоградской области - 5428700 руб. с казны Еланского района - 285200 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2003 исковые требования удовлетворены частично, с казны Российской Федерации в лице УФК взыскано 1277970 руб., с казны Волгоградской области в лице ГФКУ взыскано 5428700 руб., в остальной части в иске отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано доказанностью отсутствия компенсаций истцу 1277970 руб., возмещение которых предусмотрено из федерального бюджета, необходимостью возмещения истцу 5428700 руб. за счет средств бюджета субъекта Федерации. Предоставление истцом льгот во исполнение Законов "О статусе судей" и "О прокуратуре" не доказано материалами дела. Задолженность Территориального управления ГФКУ по Еланскому району на момент рассмотрения дела погашена.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 20 - 27.01.2004 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с казны Российской Федерации, изменено в части взыскания с казны субъекта Федерации. С казны субъекта Федерации взыскано 3479400 руб.
Постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в иске к федеральной казне мотивировано непривлечением судом к участию в деле Минфина России; взысканная с ГФКУ сумма снижена в связи с частичной оплатой и необоснованностью предъявленных требований по 2003 г.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты и отказать во взыскании убытков за счет средств казны Волгоградской области.
Кассационная жалоба ГФКУ мотивирована тем, что истец не является получателем средств областного бюджета, выделение средств истцу напрямую нарушает бюджетное законодательство; в 2001 г. истцу выделена субвенция в размере 109% от утвержденных ассигнований; в 2002 г. компенсация льгот должна производиться за счет средств муниципальных бюджетов; Закон "О ветеранах" является федеральным, и следовательно, необходимые федеральные ресурсы должны предоставляться федеральным бюджетом; в действиях органов Волгоградской области отсутствует виновность.
Также с кассационной жалобой на Постановление апелляционной инстанции от 20 - 27.01.2004 в части отказа во взыскании за счет казны РФ 1292270 руб. обратилось ОАО "Еланьрайгаз". Истец просит в данной части отменить Постановление апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба ОАО "Еланьрайгаз" мотивирована следующими обстоятельствами: при рассмотрении споров по возмещению ущерба от имени Российской Федерации выступают управления федерального казначейства субъектов Федерации; решение суда первой инстанции в части взыскания средств за счет федеральной казны является законным и обоснованным; действие Законов, предоставивших льготы отдельным категориям граждан, не приостановлено.
В силу ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм процессуального и материального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб ГФКУ и истца по делу, отзыва УФК на кассационную жалобу истца, судебная коллегия кассационной инстанции находит правовые основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы ОАО "Еланьрайгаз" и отказа в удовлетворении кассационной жалобы Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, истцом в 2000 - 2003 гг. во исполнение федеральных нормативных актов предоставлены льготы отдельным категориям граждан за потребленный газ. Факт предоставления льгот сторонами по делу не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле актами сверки.
Предоставленные истцом льготы не компенсированы, чем истцу причинены убытки.
Выводы суда апелляционной инстанции об отказе в иске в части взыскания убытков за счет средств федеральной казны в связи с непривлечением к участию в деле Минфина России нельзя признать обоснованными. В силу п. 3 ст. 266 АПК РФ у апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по замене ненадлежащего ответчика, в то же время в указанной статье отсутствует запрет на привлечение в суде апелляционной инстанции соответчика по делу. Ссылку истца в кассационной жалобе на Приказ Минфина России N 26 от 12.03.98 судебная коллегия находит ошибочной. Данным Приказом установлен только порядок представления в суде казны Российской Федерации. Привлечение же к участию в деле Министерства финансов в случае заявления требований о взыскании средств за счет казны Российской Федерации является обязательным, в связи с чем состоявшиеся судебные акты подлежат отмене по безусловному основанию, поскольку судебными актами приняты решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Судебные акты в части исковых требований о взыскании 1292270 руб. за счет средств казны Российской Федерации подлежат отмене.
Судебными инстанциями удовлетворены требования истца в части взыскания за счет средств казны Волгоградской области в лице ГФКУ компенсаций, подлежащих возмещению в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Судом апелляционной инстанции сделана обоснованная и правомерная ссылка на ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на: а) оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; б) оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Ссылка ГФКУ на невозможность выделения истцу денежных средств в связи с тем, что истец не является получателем бюджетных средств, определенным Постановлением Главы администрации Волгоградской области, не может быть принята судебной коллегией во внимание. Обязанность компенсации предоставленных льгот на бюджет субъекта федерации возложена Федеральным законом, и к данным правоотношениям не могут применяться положения Бюджетного кодекса в части получения денежных средств.
Также не может быть принята во внимание ссылка ГФКУ на выделение в 2001 г. субвенций в объеме 109% от утвержденных ассигнований. В материалах дела отсутствуют доказательства направления данных субвенций в полном объеме в счет выплаты компенсаций в установленном размере целевым назначением в адрес истца по настоящему делу.
Довод заявителя о возложении обязанности по компенсации льгот на местный бюджет также не может быть признан правомерным. ГФКУ в своих доводах ссылается на Закон Волгоградской области от 12.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 26.12.2001 "Об областном бюджете на 2002 г.". В данном Законе имеется ссылка на предложение органам местного самоуправления образовавшееся превышение доходов над расходами направить на финансирование межбюджетных расходов, в том числе на реализацию Федерального закона "О ветеранах", что не свидетельствует о возложении обязанности по компенсации льгот на местный бюджет. Кроме того, положения данных нормативных актов противоречат Федеральному закону, возложившему обязанность по компенсации предоставленных льгот на бюджеты субъектов Федерации.
Ссылка ГФКУ на отсутствие незаконных действий со стороны органов субъекта Федерации также является несостоятельной. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ ответственность на органы субъекта Федерации возлагается не только в случае совершения определенных действий, но и в случае бездействия данных органов. Доказательств предпринятия соответствующими органами Волгоградской области всех необходимых мер для обеспечения компенсации понесенных истцом затрат не представлено.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Федеральным законом "О ветеранах" определен источник финансирования - бюджет субъектов Российской Федерации, являющийся целевым.
Обязательства по обеспечению финансирования льгот по оплате потребленного газа, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", Главным финансово-казначейским управлением администрации Волгоградской области в рассматриваемом периоде в полном объеме не исполнено.
Поскольку уполномоченным государственным органом не исполнено обязательство по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", вывод судебных инстанций о взыскании убытков с субъекта Российской Федерации за счет казны Волгоградской области правомерен.
Судом апелляционной инстанции правомерно и обоснованно, с учетом исследования всех обстоятельств дела, частичного возмещения понесенных истцом убытков, принят судебный акт о взыскании 3479400 руб. убытков за счет средств казны Волгоградской области в связи с предоставлением истцом льгот отдельным категориям граждан во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
При данных обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции находит судебные акты в части исковых требований о взыскания убытков с казны Российской Федерации подлежащими отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом привлечения к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации, исследования обстоятельств необходимости привлечения к участию в деле главных распорядителей средств федерального бюджета, рассмотрения возможности применения при рассмотрения данного дела положений п. 3 ст. 130 АПК РФ, поскольку истцом в исковых требованиях указаны различные основания иска, вынести обоснованный и правомерный судебный акт.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 20 - 27.01.2004 по делу N А 12-9767/03-С6-V/15 в части требований о взыскании 1292270 руб. убытков с казны Российской Федерации отменить. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином составе судей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационную жалобу ОАО "Еланьрайгаз", р.п. Елань, Волгоградская область, удовлетворить.
Кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, г. Волгоград, оставить без удовлетворения.
Арбитражному суду Волгоградской области распределить при новом рассмотрении расходы по госпошлине по кассационной части в отмененной части судебных актов в соответствии со ст. 110 АПК РФ и настоящим Постановлением.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.04 - 06.05.2004 n А12-3983/03-С53 Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также