ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.04.2004 n А55-9063/03-29 Решения (постановления, определения) Конституционного Суда являются окончательными, и не подлежат обжалованию, и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 апреля 2004 года Дело N А 55-9063/03-29

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Самарской области
на решение от 25.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 по делу N А 55-9063/03-29 Арбитражного суда Самарской области
по заявлению акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице Комсомольского отделения N 8212, г. Тольятти, (далее - заявитель) к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти, (далее - ответчик) о признании недействительным решения от 02.07.2003 N 03/02-26/8 в части начисления налога с владельцев транспортных средств в сумме 2286,29 руб. за 2000 - 2002 гг., обязании произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 2516,96 руб. и уплатить проценты в сумме 179,64 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 25.11.2003, оставленным без изменений Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004, Арбитражный суд Самарской области требования заявителя удовлетворил частично, признав недействительным решение ответчика от 02.07.2003 N 03/02-26/8 о взыскании с заявителя налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 гг. в сумме 2286,29 руб. и обязав ответчика произвести возврат, как излишне уплаченного, налога с владельцев транспортных средств в сумме 984,17 руб. с процентами в сумме 70,27 руб. При этом обе судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с определениями Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N N 104-О, 107-О положения п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" о возможности установления Законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом РФ "О дорожных фондах в РФ", относительно размера ставок налога утрачивают силу и не подлежат применению как не соответствующие ст. ст. 57, 75 Конституции РФ, и что ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, указывая, в частности, что, коль скоро определения Конституционного Суда РФ N N 104-О, 107-О вступили в силу с момента их провозглашения, то есть с 10.04.2002, их действие может распространяться только на правоотношения, возникшие с указанной даты.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, обозначенными в тексте последней, не согласился по основаниям, отраженным в обжалованных судебных актах.
В судебном заседании кассационной инстанции представители обеих сторон поддержали позиции своих доверителей, отраженные в текстах: ответчик - кассационной жалобы, заявитель - отзыва на последнюю.
Правильность применения Арбитражным судом Самарской области при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда исходя из следующего.
1. Как усматривается из материалов дела, заявителем были предъявлены требования о признании недействительным решения ответчика N 03/02-26/8 от 02.07.2003 по взысканию с заявителя налога с владельцев транспортных средств в сумме 2286,29 руб., из которых: 765,63 руб. - за 2000 г., 767,16 руб. - за 2001 г., 753,5 руб. - за 2002 г.; и обязании произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 2516,96 руб. с уплатой процентов в сумме 179,64 руб. в рамках ст. 78 НК РФ.
Судом же указанные требования были удовлетворены частично: о признании недействительным решения от 02.07.2003 N 03/02-28/8 по взысканию с заявителя налога с владельцев транспортных средств в сумме 2286,29 руб. и обязании ответчика произвести возврат, как излишне уплаченного, налога в сумме 984,17 руб. и процентов в сумме 70,27 руб.
Тем не менее ни первой, ни второй судебными инстанциями не указаны основания, в рамках которых судом была уменьшена сумма как самого налога, присужденного к возврату, так и процентов, а также период, за который был произведен возврат налога (отсутствуют какие-либо расчеты).
2. Обе судебные инстанции, в частности, полагали, что ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, а определениями от 10.04.2002 N N 104-О, 107-О Конституционный Суд РФ признал утратившими силу и не подлежащими применению те положения Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", которые констатировали о возможности установления Законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом РФ "О дорожных фондах в РФ".
Однако, во-первых, из прочтения всех положений Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 в их совокупности следует, что налоги, служащие источником образования дорожных фондов (в том числе налог с владельцев транспортных средств) исключаются из числа федеральных лишь с 01.01.2003; во-вторых, в соответствии со ст. 79 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" решения (Постановления, определения) Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. В связи с этим согласно требованиям определений Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N N 104-О, 107-О следует признать не подлежащими применению положения Закона Самарской области от 09.06.2000 N 24-ГД "О налогах в территориальный дорожный фонд Самарской области" (по налогу с владельцев транспортных средств) в части, превышающей ставку, предусмотренную Законом РФ "О дорожных фондах в РФ", но лишь с момента провозглашения вышеупомянутых определений - с 10.04.2002, поскольку придание им обратной силы (т.е. на прошлые периоды) в их текстах не предусмотрено.
Тем не менее при принятии решения от 25.11.2003 и Постановления от 28.01.2004 выше обозначенным обстоятельствам надлежащая правовая оценка не дана.
3. Кроме того, при предъявлении требований по данному делу заявитель констатировал излишнюю уплату налога с владельцев транспортных средств ввиду необходимости приведения ставок налога к новому масштабу цен в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.97 N 882, и с этим выводом согласились обе судебные инстанции при принятии оспариваемых решения и Постановления.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Указ Президента РФ от 04.08.97 N 822.
------------------------------------------------------------------
Вместе с тем указанным Указом Президента РФ какая-либо деноминация с 01.01.98 налоговых ставок или внесение изменений в налоговое законодательство предусмотрены не были.
Поэтому при новом рассмотрении дела первой судебной инстанции данному вопросу следует уделить надлежащее внимание относительно самой возможности применения нового масштаба цен к налоговым ставкам (по налогу с владельцев транспортных средств в том числе).
Таким образом, лишь дополнительное исследование вышеперечисленных обстоятельств и дача им надлежащей оценки позволит суду при новом рассмотрении данного дела вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-9063/03-29 отменить, кассационную жалобу удовлетворить частично.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.04.2004 n А55-7834/03-24 До определенного договором момента перехода доли в праве общей собственности к участнику договора о совместной деятельности имущество находится в совместной собственности участников договора, и участник договора до этого момента не имеет права распоряжения своей долей в силу правил, предусмотренных Законом.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также