ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.04.2004 n А65-2906/03-СА1-32-38 Дело по иску о признании незаконным решения налогового органа направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом налоговых деклараций, неустановлением объема сброшенной через накопители сточной воды.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 апреля 2004 года Дело N А65-2906/03-СА1-32-38

(извлечение)
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны N 3937 от 11.11.2002.
Решением арбитражного суда от 23.04.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2003 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2003 вынесенные по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение для выяснения вопроса, является ли ОАО "КАМАЗ" плательщиком платы за воду.
Решением арбитражного суда от 02.12.2003 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны просит вынесенное по делу решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в рамках ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная проверка представленных ОАО "КАМАЗ" налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами за май, июнь, июль 2002 г.
В ходе данной камеральной проверки Налоговой инспекцией сделан вывод о неполной уплате Обществом платы за пользование водными объектами за май, июнь, июль 2002 г.
По результатам проверки Налоговой инспекцией составлен акт проверки N 439 от 16.09.2002, в котором указано, что заявитель при исчислении платы за пользование водными объектами за май, июнь, июль 2002 г. занизил налогооблагаемую базу в результате применения однократной ставки - 20 руб. за одну тысячу кубических метров сточных вод вместо пятикратной ставки - 100 руб. - при отсутствии соответствующей лицензии, что повлекло неполную уплату платы за пользование водными объектами в мае, июне, июле 2002 г. в сумме 729163 руб.
На основании материалов камеральной проверки вынесено решение N 461 от 17.10.2002 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату платы за пользование водными объектами за май, июнь, июль 2002 г. в результате неправильного исчисления платы в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных налогов в сумме 145837 руб. с начислением 583347 руб. налога и 25971 руб. пени.
В соответствии со ст. 70, п. 4 ст. 101 и абз. 2 п. 1 ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации на основании указанного решения ответчику было предъявлено требование N 9254 об уплате указанных сумм. Поскольку требование в добровольном порядке заявителем исполнено не было, 11.11.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны вынесено решение N 3937 о взыскании налога на сумму 583347 руб. и пени в размере 25971 руб.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в ст. 1 настоящего Федерального закона, в целях:
- осуществления забора воды из водных объектов;
- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
- использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Согласно ст. 29 Водного кодекса РФ водопользователь - юридическое лицо - вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. ст. 48, 49 Кодекса лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователе; указания на способы и цели использования водного объекта; указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Из приведенных норм следует, что плательщиками платы за пользование водными объектами являются предприятия, которые непосредственно с применением соответствующих технических устройств, сооружений осуществляют забор и сброс сточных вод в природные водоемы. Если же указанные действия производятся через сеть водоснабжающей организации, то только она является плательщиком платы за воду. Соответственно, указанная плата входит составной частью стоимости отпускаемой или принимаемой воды. В данном случае потребитель не должен вносить соответствующие платежи в бюджет и иметь соответствующую лицензию. Отменяя ранее состоявшиеся по делу судебные акты, кассационная инстанция указала на необходимость выяснения указанных обстоятельств, что судом в полной мере не выполнено. Суд первой инстанции, установив, что Предприятие использует для целей водопользования коллекторные тоннели, присоединенные к принадлежащим ЗАО "Челныводоканал", сделал вывод, что Общество не должно вносить платежи за пользование водными объектами. При этом судом не принято во внимание, что заявитель признавал себя плательщиком указанных платежей и представил соответствующие налоговые декларации. Данные декларации судом не изучались и в материалах дела они отсутствуют. Из представленных налоговым органом документов следует, что ОАО "КАМАЗ" осуществляет непосредственный сброс ливневых сточных вод в природные водные объекты через пруды-накопители, то есть специальные сооружения, и, соответственно, обязано вносить платежи за пользование водными объектами. В связи с этим при новом рассмотрении дела суду следует установить объем сброшенной через накопители сточной воды и исходя из этого разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 2 декабря 2003 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-2906/03-СА1-32-38 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.04.2004 n А65-24934/03-СА1-32 При декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органам зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также