ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.04.2004 n А06-1862-18/03 Распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 апреля 2004 года Дело N А06-1862-18/03

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного научного учреждения Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия Россельхозакадемии, с. Соленое Займище Черноярского района Астраханской области,
на Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1862-18/03
по иску Государственного научного учреждения Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия Россельхозакадемии, с. Соленое Займище Черноярского района Астраханской области, к Муниципальному образованию "Черноярский район", с. Черный Яр Астраханской области, о признании Постановления незаконным и закреплении земель,
УСТАНОВИЛ:
ГНУ ПНИИАЗ Россельхозакадемии обратилось с иском к Муниципальному образованию "Черноярский район" о признании незаконным Постановления Главы Черноярского района Астраханской области от 27.06.2003 N 397 и закреплении за истцом 22307,4 га земельных угодий.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.10.2003 иск удовлетворен частично. Постановление Главы Черноярского района от 27.06.2003 N 397 "О прекращении права пользования ГУП ОПХ "Ленинское" частью земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных ранее в постоянное (бессрочное) пользование, общей площадью 22307,4 га" признано недействительным. В остальной части производство по делу прекращено. Решение мотивировано тем, что земли, предоставленные ОПХ "Ленинское", являются собственностью Российской Федерации. При отказе ОПХ "Ленинское" в праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с "Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002, уполномоченным органом должно быть уведомлено Министерство имущественных отношений РФ (его территориальные органы), которое имеет право распорядиться этими земельными участками. Муниципальные органы, распорядившись федеральной собственностью, превысили свои полномочия. Вопрос о предоставлении земельных участков суду не подведомствен.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2003 решение изменено: требование о признании недействительным Постановления Главы Черноярского района Астраханской области от 27.06.2003 N 397 оставлено без удовлетворения. В остальной части решение оставлено без изменения. При этом суд исходил из того, что в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Администрация Черноярского района действовала в соответствии с данной нормой и с Постановлением Правительства РФ N 576 от 07.08.2002.
В кассационной жалобе заявитель - Государственное научное учреждение Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия Россельхозакадемии, с. Соленое Займище Черноярского района Астраханской области, - просит Постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на то, что действия Администрации Черноярского района по переводу земель из категории постоянного (бессрочного) пользования в другую категорию - фонд перераспределения земель - являются неправомерными, так как не относятся к ее компетенции. Постановление N 397 от 27.06.2003 принято в нарушение ст. 8 ЗК РФ и Постановления Правительства РФ N 576 от 07.08.2002.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Администрации Черноярского района Астраханской области от 14.09.92 N 198 ОПХ "Ленинское" (правопредшественник ГУП ОПХ "Ленинское") было предоставлено в бессрочное пользование 43368 га земли для производственных целей.
03.04.2003 ГУП ОПХ "Ленинское" обратилось в Администрацию Черноярского района с заявлением, в котором просило изъять у него 22971,0 га земельных участков в связи с изменением объема сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Черноярского района Астраханской области от 27.06.2003 N 397 на основании указанного заявления прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП ОПХ "Ленинское" земельными угодьями общей площадью 22307,4 га и указанные земли переданы в земли сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения района.
Согласно п. 1.4 своего устава ГУП ОПХ "Ленинское" является юридическим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса.
Однако в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Земельные участки Черноярского района не числятся ни в реестре федерального имущества, ни в обособленном реестре Российской академии сельскохозяйственных наук.
Разграничение государственной собственности на землю в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.06.2001 N 101-ФЗ в Черноярском районе и Волгоградской области не произведено.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон N 101-ФЗ от 17.07.2001.
------------------------------------------------------------------
В этой связи Администрация Черноярского района правомерно распорядилась земельным участком, приняв Постановление N 397 от 27.06.2003.
Вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком п. 5 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, является ошибочным. Указанный пункт Правил предусматривает лишь обязанность уполномоченного на распоряжение земельным участком органа уведомить Министерство имущественных отношений РФ в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые были предоставлены государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации.
ГУП ОПХ "Ленинское" органами государственной власти РФ не создавалось.
Кроме того, из указанного пункта Правил не вытекает, что Министерство имущественных отношений имеет право распорядиться земельными участками.
Довод заявителя о том, что оспариваемым Постановлением осуществлен перевод земель из одной категории в другую, что не входит в компетенцию органа местного самоуправления, является несостоятельным.
Фонд перераспределения земель в соответствии со ст. 80 ЗК РФ формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд, в частности, при добровольном отказе от земельного участка. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (п. 1 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ) - при этом не меняется. Земли запаса не тождественны фонду перераспределения земель. К землям запаса согласно ст. 103 ЗК РФ относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах решение обоснованно изменено апелляционной инстанцией.
В части прекращения производства по требованию о закреплении спорных земель за истцом решение является законным, поскольку вопросы предоставления земельных участков не подведомственны арбитражному суду.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1862-18/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.04.2004 n А06-1428У-4/03 По договору купли-продажи недвижимого имущества одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются и права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также