Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 246

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 28 сентября 2012 г. № 246

г. Горно-Алтайск

 

 

Об утверждении государственной программы Республики Алтай

"Обеспечение социальной защищенности и занятости населения"

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 г. № 47; от 20.06.2013 г. № 158; от 28.01.2014 г. № 14;

от 26.03.2014 г. № 68; от 29.05.2014 г. № 152; от 26.08.2014 № 251;

от 26.12.2014 № 423; от 29.04.2015 № 126; от 18.08.2015 № 302;

от 23.10.2015 № 351)

 

Правительство Республики Алтай п о с т а н о в л я е т:

 

Утвердить прилагаемую государственную программу Республики  Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения".

 

 

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай                 А.В.Бердников

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Алтай

от 28 сентября 2012 г. № 246

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности

и занятости населения"

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 г. № 47; от 20.06.2013 г. № 158; от 28.01.2014 г. № 14;

от 26.03.2014 г. № 68; от 29.05.2014 г. № 152;

от 26.12.2014 № 423; от 29.04.2015 № 126;

от 18.08.2015 № 302; от 23.10.2015 № 351)

 

 

 

Наименование государственной программы (далее также - программа)

Обеспечение социальной защищенности и занятости населения

Администратор программы

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Соисполнители программы

Министерство образования и науки Республики Алтай;

Министерство здравоохранения Республики Алтай;

Министерство культуры Республики Алтай;

Министерство регионального развития Республики Алтай;

Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай

Сроки реализации программы

2013 - 2018 годы

Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа

Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай

Цель программы

Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства и содействие занятости населения

Задачи программы

Совершенствование системы социальной поддержки населения;

создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми;

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

обеспечение инвалидам, в том числе детям-инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, экономических, политических и других прав и свобод;

содействие занятости населения Республики Алтай и обеспечение защиты конституционных прав работников на безопасные условия труда

Аналитические ведомственные целевые программы, включенные в состав программы

Аналитическая ведомственная целевая программа "Повышение эффективности государственного управления в Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на 2013 - 2015 годы";

аналитическая ведомственная целевая программа "Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на 2016 - 2018 годы";

аналитическая ведомственная целевая программа "Повышение эффективности государственного управления в Комитете занятости населения Республики Алтай на 2013 - 2015 годы"

Подпрограммы программы

1) Модернизация системы социальной поддержки населения;

2) Охрана семьи и детей;

3) Старшее поколение;

4) Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) Доступная среда;

6) Занятость населения и охрана труда

Целевые показатели программы

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;

доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания Республики Алтай, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в данные организации;

уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;

численность высокопроизводительных рабочих мест (по разделу № "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" в сфере предоставления социальных услуг"), тыс. чел. на конец года

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансового обеспечения реализации программы за счет всех источников финансирования составит 12373702,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы:

2013 год - 1778586,9 тыс. рублей;

2014 год - 2241397,8 тыс. рублей <*>;

2015 год - 2165194,3 тыс. рублей <*>;

2016 год - 2051669,7 тыс. рублей;

2017 год - 2069510,3 тыс. рублей;

2018 год - 2067343,3 тыс. рублей, из них:

средства республиканского бюджета Республики Алтай - 7755944,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 1167593,8 тыс. рублей;

2014 год - 1313521,3 тыс. рублей <*>;

2015 год - 1362195,0 тыс. рублей <*>;

2016 год - 1305467,1 тыс. рублей;

2017 год - 1304667,1 тыс. рублей;

2018 год - 1302500,1 тыс. рублей;

средства федерального бюджета Российской Федерации (справочно) - 4272240,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 535135,6 тыс. рублей;

2014 год - 863487,5 тыс. рублей <*>;

2015 год - 722168,5 тыс. рублей <*>;

2016 год - 704722,6 тыс. рублей;

2017 год - 723363,2 тыс. рублей;

2018 год - 723363,2 тыс. рублей;

средства за счет иных источников (справочно) - 345484,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 75857,5 тыс. рублей;

2014 год - 64389,0 тыс. рублей <*>;

2015 год - 80798,3 тыс. рублей <*>;

2016 год - 41480,0 тыс. рублей;

2017 год - 41480,0 тыс. рублей;

2018 год - 41480,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов (справочно) - 32,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 0 тыс. рублей;

2014 год - 0 тыс. рублей;

2015 год - 32,5 тыс. рублей;

2016 год - 0 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей

____________________

<*> Без учета остатков средств на конец года.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 23.10.2015 № 351)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы планируется к 2018 году сократить долю населения Республики Алтай с доходами ниже прожиточного минимума до 17,5 процента;

увеличить долю граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг, до 84,5 процента;

сократить уровень регистрируемой безработицы в среднем за год до 2,5 процента;

увеличить численность высокопроизводительных рабочих мест (по разделу № "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" в сфере предоставления социальных услуг") до 0,42 тыс. чел. на конец года

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

 

II. Характеристика сферы реализации государственной

программы

 

Одним из направлений государственной социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Республики Алтай, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.

Система социальной защиты населения Республики Алтай в результате ее радикального реформирования и развития за последние годы представляет качественно новую, самостоятельную, разветвленную и многопрофильную отрасль. Инфраструктура системы социального обслуживания включает в себя сеть организаций социального обслуживания различного типа - это три дома-интерната для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат с отделением для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, реабилитационные центры для семей с детьми инвалидами и несовершеннолетних, республиканский комплексный центр и одиннадцать управлений социальной поддержки населения.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Ежегодно на реализацию государственной социальной политики направляется более 1,2 миллиарда рублей, из них на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан более 960 млн. рублей. Пользуются государственной помощью 98 тысяч человек, из них лица, имеющие инвалидность, 27 тысяч человек. Комплекс социальных услуг получают более 38 тысяч человек. При этом меры социальной поддержки получают 5 тысяч многодетных семей, 13 тысяч ветеранов труда, 7 тысяч пенсионеров, тружеников тыла и реабилитированных лиц, 10 тысяч сельских специалистов. Равная доступность услуг общественного транспорта и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются более 12 тысячи гражданам, 28 тысяч семей являются получателями ежемесячного пособия на ребенка. Ежегодно различными формами отдыха охватываются 26 тысяч детей, в том числе 18 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные гарантии установлены отдельным категориям граждан в виде ежемесячных денежных выплат, пособий, доплаты к пенсии, материальной помощи, компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия), в том числе твердого топлива. Ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица имеют право на 84% скидку по абонентской плате за телефон, бесплатное зубопротезирование, первоочередную бесплатную установку телефона, бесплатный проезд один раз в год железнодорожным транспортом. Утверждены два Порядка реализации мер социальной поддержки педагогическим работникам и некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности.

Педагогическим работникам меры социальной поддержки предоставляются в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации составляет 100% расходов. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Республики Алтай, медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, социальным работникам организаций социального обслуживания, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам в области культуры и искусства, работающим в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, образовательных организациях установлена ежемесячная денежная выплата. Вместе с тем, данные лица могут (по выбору гражданина) воспользоваться единовременной денежной выплатой.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 26.03.2014 № 68, от 29.04.2015 № 126)

Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на пенсионеров из числа вышеуказанных лиц и пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников, вышедших на пенсию из организаций здравоохранения, принятых в государственную собственность Республики Алтай, проработавших в организациях социального обслуживания, медицинских и образовательных организациях, в учреждениях ветеринарии, культуры и искусства в сельской местности не менее 10 лет при условии, что при выходе на пенсию они пользовались льготой по оплате жилья и коммунальных услуг.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Выполняются обязательства по обеспечению жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет до 1 марта 2005 года, 101 ветеран Великой Отечественной войны получили жилье на сумму 102,8 млн. рублей. После 1 марта 2005 года на учет встало 1107 ветеранов Великой Отечественной войны для улучшения жилищных условий. Общий объем полученных средств из федерального бюджета на эти цели составляет 1316,49 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2012 года жильем обеспечено 1034 ветерана Великой Отечественной войны.

Однако до сих пор исполнение полномочия по улучшению жилищных условий инвалидам от общего заболевания и ветеранам боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, идет слишком медленно. Одна из главных сложностей несоответствующий размер субсидии по отношению к рыночной стоимости жилья и, как следствие, трудности в поиске и приобретении жилья.

Под постоянным контролем находятся вопросы реализации нормативных публичных обязательств в целях своевременности выплаты мер социальной поддержки льготным категориям граждан. Системная работа в этом направлении осуществляется согласно федерального законодательства и законодательства Республики Алтай.

В целях реализации послания Президента Российской Федерации на территории Республики Алтай с января 2011 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде выплаты республиканского материнского (семейного) капитала при рождении четвертого или последующих детей, в размере 50 тысяч рублей. Семьи, родившие третьего или последующего ребенка после 1 января 2011 года, имеют право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства или дачного строительства независимо от наличия у семьи в собственности или на ином праве земельного участка.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

Благодаря тесному сотрудничеству Республики Алтай с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, значительно улучшилась инфраструктура социального обслуживания семей с детьми, направленная на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, в том числе улучшилась материально-техническая база организаций социального обслуживания (приобретены автомобили, компьютерное оборудование, сенсорные комнаты, аудио-, видеоаппаратура, швейное оборудование, мебель, оборудование для психофизиологического исследования).

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Так с 2010 года в республике на базе управлений социальной поддержки населения созданы и функционируют: круглосуточная служба Телефон Доверия "Нет насилию", за период деятельности службы с сентября 2010 года по настоящее время количество обращений, поступивших на телефон доверия, составило 19002, из них 48% (9261) - детские; службы "Скорой социальной помощи" - быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия; сенсорные комнаты, в которых прошли реабилитацию более 800 детей; семейные клубы, в которых задействовано свыше 200 семей с детьми, находящихся на этапе раннего семейного неблагополучия и трудной жизненной ситуации; передвижная служба "Игровой автобус", оказывающая реабилитационную помощь семьям и детям в удаленных населенных пунктах; 11 добровольческих агентств "Детство - для детей!", в которые привлечено более 400 человек. При участии добровольцев в муниципальных образованиях проведено более 100 информационно-профилактических мероприятий по пропаганде ненасильственного поведения среди несовершеннолетних, ведению здорового образа жизни.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Кроме того, с 2010 года на территории Республики Алтай реализуются мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

К концу 2013 года удалось провести паспортизацию 40 объектов социальной инфраструктуры; приспособить для доступа инвалидов 18 приоритетных объектов; организовать работу мобильной социальной службы на базе Бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" для улучшения социального обслуживания и адресной поддержки детей-инвалидов и семей с детьми - инвалидами, проживающих в отдаленных районах; организовать работу службы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов на базе бюджетных учреждений Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и "Республиканский психоневрологический интернат"; приобрести 2 низкопольных автотранспорта для организаций со стационарной формой обслуживания; обустроить игровую площадку для детей - инвалидов в бюджетном учреждении Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"; организовать информационное обеспечение для инвалидов в эфире телепрограммы "Вести Эл-Алтай" на канале Россия 1 Республики Алтай; провести мероприятия по формированию в Республике Алтай сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в том числе приобретение оборудования для слабовидящих (незрячих) детей, обучающихся по программам общего образования и другое.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

В настоящее время необходимо использовать новые подходы к организации социальной защищенности отдельных категорий граждан на всех уровнях управления - федеральном, субъектовом и муниципальном. Особую актуальность приобретает объединение усилий государства, предпринимательских структур и некоммерческих организаций в реализации социально значимых мероприятий.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47, от 29.04.2015 № 126)

Наибольший эффект обеспечения доступности и качества социальных услуг для населения Республики Алтай дает комплексный подход на основе применения программно-целевых методов финансирования.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

Сложными вопросами на сегодняшний день являются:

устаревшая материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

несоблюдение в функционирующих организациях социального обслуживания санитарных норм жилой площади на 1 человека;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

внедрение новых форм социального обслуживания в связи с недостаточным финансированием из республиканского бюджета Республики Алтай;

сопровождение автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" в целях совершенствования оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (ведение республиканского регистра льготных категорий граждан в электронном виде, установка новых рабочих мест для учета предоставления социальных услуг);

слабое развитие дополнительных платных услуг в целях предоставления широкого набора социальных услуг клиентам социальных служб;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

высокая текучесть кадров в социальной сфере по низкооплачиваемым профессиям;

сохранение низкого уровня оплаты труда и отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов организаций социального обслуживания.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

 

Модернизация системы социальной поддержки населения

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 № 47)

 

Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

Меры социальной поддержки, социальная помощь в Республике Алтай предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания.

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций государства, направленной на поддержание и повышение уровня их денежных доходов. В 2011 году мерами социальной поддержки воспользовались более 88 тыс. граждан. Удельный вес граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, составил 43% от общей численности населения Республики Алтай.

Однако, несмотря на предпринимаемые действия по развитию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Алтай остается стабильно высокая. На 1 января 2012 года в Республике Алтай численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 37,5 тысяч человек, или 18,7 процентов населения.

В связи с этим повышение эффективности и усиление адресности предоставления мер социальной поддержки являются приоритетными направлениями деятельности органов социальной защиты населения.

Существующая демографическая ситуация, нарушение социальных связей пожилых граждан и инвалидов, ухудшение состояния их здоровья, экономическая зависимость подтверждают устойчивую тенденцию увеличения числа лиц, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и услугах. В результате, одной из наиболее востребованных форм социальной помощи является социальное обслуживание.

Ежегодно в Республике Алтай социальные услуги получают более 30 тысяч граждан, главным образом, пожилые и инвалиды, семьи с детьми. Нуждаются в оказании социальных услуг более 6 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, 14 тысяч ветеранов труда, 1,5 тысяч ветеранов боевых действий, 26 тысяч семей состоят на учете в органах социальной защиты населения.

В целях обеспечения удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании в Республике Алтай функционирует 11 полустационарных и 7 стационарных организаций социального обслуживания.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

В организациях социального обслуживания Республики Алтай ведется работа по следующим направлениям:

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

по работе с пожилыми гражданами;

по работе с инвалидами и ветеранами боевых действий;

по работе с семьей и детьми;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126.

 

Охрана семьи и детей

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 № 47)

 

Значимое место в социальной политике Республики Алтай отводится реализации мер по укреплению института семьи, созданию предпосылок, позволяющих формировать необходимые условия для самообеспечения, укрепления и развития семьи.

Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление государственной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных мер.

В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, предоставляются:

в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных выплат;

в натуральной форме - путем предоставления бесплатного питания, в том числе детского, специализированного; путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; организации отдыха и оздоровления детей; лекарственных средств и изделий медицинского назначения; технических средств реабилитации детей-инвалидов, не входящих в федеральный перечень, проездных билетов, транспортных средств и пр.

К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме в виде прямых социальных выплат, относящихся к полномочиям Российской Федерации, относятся:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие гражданам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

материнский (семейный) капитал.

В целях реализации полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, в Республике Алтай принят Закон Республики Алтай от 1 декабря 2004 года № 60-РЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", в соответствии с которым установлено ежемесячное пособие на ребенка гражданам, проживающим на территории Республики Алтай.

Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Алтай. В 2011 году ежемесячное пособие на ребенка получили 43,4 тысячи детей.

В соответствии с Законом Республики Алтай от 8 июля 2011 года № 44-РЗ "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай" с целью стимулирования многодетности семьям с детьми за счет республиканского бюджета Республики Алтай предоставляется республиканский материнский (семейный) капитал (далее - материнский капитал). С января по октябрь 2012 года сертификаты на материнский капитал получили 400 семей.

К мерам социальной поддержки семьи и детей в денежной форме в виде косвенных социальных выплат, определенных Законом Республики Алтай от 11 октября 2005 года № 70-РЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай", относятся льготы по оплате коммунальных услуг. Мерами социальной поддержки семьи и детей, предоставляемыми в натуральной форме, являются: бесплатная выдача лекарств, бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, льготное питание для детей, обучающихся в образовательных организациях Республики Алтай.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 26.03.2014 № 68, от 29.04.2015 № 126)

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе на базе многопрофильных организаций социального обслуживания.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Социальные услуги семьям с детьми в Республике Алтай предоставляются на базе автономного учреждения Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения", казенного учреждения "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", бюджетных учреждений Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения". В 2011 году социальные услуги в организациях социального обслуживания получили 6995 семей.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Алтай проживает 49,4 тысяч семей, из которых неполные семьи - 25 процентов, многодетные семьи - 11 процентов, семьи с детьми-инвалидами - 2 процента.

Общая численность детей составляет 58,2 тысячи, из них в трудной жизненной ситуации находится 37,3 тысячи детей, в том числе:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 1,4 тысяч человек;

дети из малообеспеченных семей - 34,4 тысячи человек;

дети из семей, находящихся в социально опасном положении, - 188 человек;

дети, состоящие на учете в органах внутренних дел, - 412 человек;

дети с ограниченными возможностями здоровья - 920 человек.

Одним из важнейших показателей, характеризующих данную ситуацию, является уровень расторжения браков, который в Республике Алтай по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1 тысячу образовавшихся брачных пар приходится 580 распавшихся. В результате разводов в 2011 году 727 детей и подростков в возрасте 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.

Повышение показателя количества разводов в Республике Алтай, как показывают многочисленные исследования, связано с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Следствием сложившейся ситуации в брачно-семейных процессах явилось распространение неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. В 2010 году в Республике Алтай вне зарегистрированного брака родилось 1446 детей, или 34,8 процентов от общей численности родившихся. Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей. За период 2008 - 2010 годы численность неполных семей выросла на 6,6 процентов, или на 697 семей и составила 25 процентов от общего количества семей. Тенденция разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствует устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.

С учетом сложившегося жизненного уклада жителей Республики Алтай проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо впоследствии подвергают насилию своих близких.

В 2011 году органами внутренних дел был выявлен 21 факт неисполнения обязанностей по воспитанию детей, связанного с жестоким обращением, материалы по которым были направлены в органы предварительного следствия для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, по 19 возбуждены уголовные дела.

В Республике Алтай около 3 процентов женщин подвергаются различным формам семейного насилия. Статистические данные показывают, что в среднем более 40 женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия, в результате чего около 2,5 процентов детей остаются без попечения родителей. Разрушаются нравственные ценности и основы семьи, как следствие, возникает детская безнадзорность. Если учесть, что насилие зачастую имеет скрытый характер, то реальное число жертв гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

В целях оказания психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, в Республике Алтай создана служба экстренной психологической помощи - Телефон доверия "Нет насилию", подключенная к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-200-01-22. За период работы данной службы, с августа 2010 года, наблюдается рост обращений граждан, в том числе детей.

На базе организаций социального обслуживания трех муниципальных образований в Республике Алтай созданы службы "Скорой социальной помощи" - быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия. В 2011 году обслужено более 1000 семей, оказана своевременная психологическая и правовая помощь 1034 взрослым и 1241 ребенку, проведена профилактическая работа с родителями, представлены материалы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай по фактам жестокого обращения.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем обеспечения отдыха и оздоровления детей.

В связи с изменением федерального законодательства и закреплением за субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей, с 2010 года Республика Алтай решает новую для себя задачу по организации и финансированию оздоровительного отдыха детей.

Финансирование мероприятий по отдыху и оздоровлению детей обеспечивается за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов, федерального бюджета в части обеспечения софинансирования оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2011 году на организацию отдыха и оздоровления детей израсходовано 85565,3 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета на организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 37742 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Алтай - 26712,8 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 16221,1 тыс. рублей;

средства родителей - 3094,8 тыс. рублей;

средства профсоюзных организаций - 118,7 тыс. рублей;

средства Комитета занятости населения Республики Алтай на временное трудоустройство несовершеннолетних - 1675,9 тыс. рублей.

Оздоровительный эффект по итогам летнего оздоровительного сезона составил 89,9 процентов.

Высокая дотационность местных бюджетов не позволяет увеличить финансирование летнего оздоровления детей. За последние пять лет прекратили свою работу 6 детских оздоровительных лагерей (далее - лагерь): "Кок-Таман" на 60 мест (муниципальное образование "Улаганский район"), "им. Ленина" на 80 мест (муниципальное образование "Майминский район"), "Солнечное сияние" на 80 мест (муниципальное образование "Чойский район"), "Кабайлу Межелик" на 30 мест (муниципальное образование "Онгудайский район"), "Орленок" на 200 мест, "Акуна" на 20 мест (муниципальное образование "Шебалинский район"). Причиной закрытия послужило отсутствие средств на развитие и материально-техническое обеспечение указанных лагерей. Большинство лагерей требуют капитального ремонта, помещения не приспособлены для круглогодичного функционирования, в холодную дождливую погоду нет возможности обеспечить микроклимат, соответствующий гигиеническим нормативам.

В Республике Алтай отсутствуют круглогодичные, загородные оздоровительные детские лагеря (за исключением Усть-Коксинского муниципального детского социально-оздоровительного лагеря "Беловодье" на 48 мест).

Вследствие низкой заработной платы работников, некомфортных условий проживания персонала в 90 процентов загородных оздоровительных лагерях существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическими и медицинскими кадрами.

Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми во взаимодействии с иными мерами государственного регулирования способствует улучшению демографической ситуации в Республике Алтай.

За последние годы в Республике Алтай отмечается устойчивый рост рождаемости. В 2011 году в Республике Алтай родилось 4689 детей (2010 г. - 4273 ребенка; 2009 год - 4349 детей). Естественный прирост населения на 1 января 2012 года составил 2136 детей.

В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Республике Алтай ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по социальной поддержке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Алтай производятся ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях и на вознаграждение приемных родителей, установлены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется работа по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Реализация мероприятий программы будет способствовать укреплению института семьи, распространению системы семейных ценностей, здорового образа жизни, обеспечит беспрепятственный доступ детей, семей с детьми в кризисных ситуациях к услугам государственных учреждений разной ведомственной принадлежности. Создаст условия для повышения качества жизни детей и семей с детьми.

 

Старшее поколение

 

Одним из направлений государственной социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп.

По состоянию на 1 января 2012 года численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай составляет 30,5 тысяч человек. В сравнении с предыдущим годами численность граждан пожилого возраста остается относительно стабильной.

Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста на основе предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей социальной политики в Республике Алтай.

Процессы переустройства общественной жизни в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения. Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, снижение мобильности, что обуславливает потребность в посторонней помощи. Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг" приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Оказание социальных услуг, наряду с другими государственными мерами, должно гарантировать каждому пожилому человеку предоставление социального обслуживания, эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни, надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера), обеспечение более полной информацией по вопросам получения социальных услуг и льгот.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

В Республике Алтай за последние годы сформирована стабильно функционирующая целостная система стационарного социального обслуживания, включающая в себя 18 организаций социального обслуживания различных типов, имеются нормативная и организационная основы социального обслуживания.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

В то же время можно отметить следующее:

слабую материально-техническую базу ряда организаций социального обслуживания, не позволяющую оказывать необходимый для пожилых граждан спектр социальных услуг;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

недостаточную площадь жилых и вспомогательных помещений в организациях социального обслуживания;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

дефицит квалифицированных кадров.

Располагаясь в приспособленных зданиях, ряд организаций социального обслуживания имеет слабую инфраструктуру, недостаточно оснащены технологическим и иным оборудованием для проведения оздоровительной, реабилитационной, социокультурной работы, что в свою очередь снижает эффективность реабилитации пожилых граждан.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении задач по улучшению положения граждан пожилого возраста, необходимо продолжить дальнейшее расширение сети учреждений, в том числе за счет строительства новых зданий домов-интернатов по типовым проектам, реконструкции и капитального ремонта действующих площадей, оснащение учреждений современным оборудованием, поиск и внедрение новых технологий стационарного социального обслуживания, расширение перечня социальных услуг, повышение их качества и доступности.

 

Развитие социально ориентированных

некоммерческих организаций

 

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай в Республике Алтай зарегистрировано свыше 238 общественных объединений, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранские, правозащитные, молодежные организации.

Общественные организации являются проводником обратной связи между населением и исполнительными органами государственной власти Республики Алтай. При их помощи исполнительные органы государственной власти Республики Алтай получают информацию об эффективности своих действий, сокращают разрыв между властью и обществом, снижают социальную напряженность.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

В условиях дефицита бюджета решение социальных проблем общества в полном объеме не представляется возможным. Поэтому особую актуальность приобретает объединение усилий государства, предпринимательских структур и некоммерческих организаций в формировании и реализации социальных программ, направленных на укрепление института семьи, по пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни, по профилактике социального сиротства и поддержание многодетных и неполных семей, по поддержке инвалидов и пожилых граждан. И в Республике Алтай в условиях недостаточного финансирования социальной сферы также необходимо развивать механизмы, позволяющие обеспечить максимальный эффект от вложения этих средств. Одним из способов является распределение финансовых ресурсов на конкурсной основе среди социально ориентированных некоммерческих организаций, эффективно работающих в социальной сфере. В результате открытых конкурсов финансовые средства на реализацию социальных проектов получают организации, представившие наиболее эффективное решение социальных проблем.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47, от 29.04.2015 № 126)

За последние годы посредством целевых программ поддержаны инициативы общественных организаций по защите прав детей, инвалидов, ветеранов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров. Эти организации принимают самое активное участие в решении сложнейших задач, стоящих перед исполнительной и законодательной властью Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай, в решении социальных проблем старшего поколения и инвалидов, в военно-патриотическом воспитании молодежи, организуют публичный диалог с органами государственной власти Республики Алтай по основным ключевым вопросам развития Республики Алтай, защиты социально-экономических, гражданских, трудовых прав и свобод лиц старшего поколения.

 

Доступная среда

 

Проведение комплекса мер по реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152)

Подпрограмма разработана с учетом основных положений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2181-р (Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы), Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года № 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН", Закона Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года" и распоряжения Правительства Республики Алтай от 6 октября 2010 года № 531-р "О создании республиканского Совета по работе с инвалидами при Правительстве Республики Алтай".

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152)

Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов. Инвалиды и дети-инвалиды являются одной из самых неблагополучных категорий населения Республики Алтай, которым требуется дополнительная поддержка со стороны органов государственной власти Республики Алтай. Наиболее острая проблема связана с тем, что основные объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся медицинские организации, организации социального обслуживания, образовательные организации, учреждения культуры, физической культуры и спорта. Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей. В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы организаций социального обслуживания Республики Алтай, оказывающих услуги инвалидам. Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами. Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152, от 29.04.2015 № 126)

По состоянию на 1 января 2012 года численность инвалидов в Республике Алтай составляет 27 тысяч человек, в том числе 920 детей. Высокий уровень инвалидизации связан с неустойчивой социально-экономической ситуацией в целом по стране, неблагоприятной экологической обстановкой, высокой заболеваемостью и травматизмом населения. Доля инвалидов составляет значительную часть населения Республики Алтай - 13 процентов. Особую тревогу вызывает увеличение числа инвалидов трудоспособного возраста. В 2011 году в Республике Алтай признано инвалидами 4,3 тысячи граждан, из них 2,4 тысячи трудоспособного возраста (55,1 процента). По данным Министерства здравоохранения Республики Алтай, основными причинами инвалидности являются болезни системы кровообращения (33,1 процента), костно-мышечной системы (11,8 процента), злокачественные опухоли (10,1 процента), последствия травм (8,2 процента).

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152)

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни. В целях комплексной реабилитации инвалидов требуется совершенствование системы реабилитационной работы, улучшение качества медицинского и социального обслуживания, развитие системы образования и повышение уровня жизни инвалидов и их семей.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152, от 29.04.2015 № 126)

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в общественной жизни Республики Алтай. Так, на территории Республики Алтай зарегистрировано 16 общественных организаций инвалидов, которые способствуют диалогу между государственными органами власти и гражданским обществом. Наиболее активное участие в решении социальных вопросов инвалидов всех категорий принимает Алтайская Республиканская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", имеющая 11 муниципальных отделений по Республике Алтай, а также общественные организации, занимающиеся вопросами социальной защиты детей-инвалидов, инвалидов по зрению, слуху и др. Кроме того, одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные организации), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии: с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, других), на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных организациях. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные организации, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычной образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152)

Выполнение мероприятий подпрограммы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 № 152)

 

Занятость населения и охрана труда

 

Трудовой потенциал определяет возможности имеющихся кадров с учетом развития демографической, миграционной, кадровой политики, условий охраны труда, развития социальной инфраструктуры. В 2011 году экономически активное население республики составляло 101,9 тысяч. человек, при этом численность занятого в экономике населения достигла 88,9 тысяч человек (87,2 процента от экономически активного населения).

Сокращение деятельности в производственной инфраструктуре в период рыночных преобразований привело к концентрации основной части рабочих мест в учреждениях социальной сферы республики. Масштабы негосударственного сектора четко не определены, соответственно, неоднозначно следует оценивать возможность трудоустройства населения в этом секторе. С одной стороны - это занятость населения и получение доходов в виде оплаты труда, с другой - нарушения трудовых прав работников.

В весенне-летний период рынок труда региона пополняется иностранными рабочими из стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), которые используются, как правило, на работах, связанных с тяжелым физическим трудом (строительство) и с низким уровнем оплаты.

Благодаря программе занятости населения, направленной на сдерживание безработицы, повышение эффективности трудоустройства неработающих граждан, предотвращение массового высвобождения работников, обучение и переобучение новым профессиям, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости региона, за период с 2007 по 2011 годы снизилась с 4,9 до 2,9 тысяч человек; уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился с 5,2 процента до 2,9 процента.

Качество трудовых ресурсов является одним из самых главных препятствий экономического развития Республики Алтай. В последние годы отмечается рост потребности в высококвалифицированных рабочих промышленного сектора, строительно-монтажных и строительно-ремонтных работ, а также рабочих среднего уровня квалификации. Между тем в Республике Алтай сохраняется несоответствие профессионально-квалифицированной структуры безработных имеющимся вакансиям, подготовка кадров ведется без учета реально складывающейся ситуации на рынке труда Республики Алтай.

Одной из важных задач обеспечения трудовой деятельности является повышение качества условий охраны труда и безопасности работников. На протяжении 2007 - 2011 годов на предприятиях и организациях республики травмировано 250 работников и 16 работников погибло.

В последующие годы рынок труда Республики Алтай будет развиваться под воздействием роста численности трудовых ресурсов. Однако при отсутствии развития производства и создания новых рабочих мест потенциал трудовых ресурсов будет востребован не в полном объеме, что может привести к избытку трудовых ресурсов и, следовательно, к увеличению безработных граждан.

 

III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и целевые

показатели государственной программы

 

Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай 25 сентября 2008 года № 83-РЗ (далее - Стратегия), определены основные задачи социальной политики в Республике Алтай:

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

решение демографических проблем на основе повышения уровня жизни населения;

повышение эффективности функционирования государственного сектора социального обслуживания населения;

обеспечение приоритетности в оказании поддержки социально незащищенным категориям населения;

повышение материального уровня жизни пенсионеров;

повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

предупреждение семейного неблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе;

развитие некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126.

Основными задачами социальной политики в Республике Алтай являются:

повышение материального уровня жизни пенсионеров;

повышение качества и увеличение объемов услуг по реализации и социальной интеграции инвалидов;

предупреждение семейного неблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

реализация комплекса мер, направленных на профилактику безработицы и социальную адаптацию;

повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

трудоустройство граждан, ищущих работу;

обеспечение условий для приобретения трудовых навыков и опыта работы у молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;

создание условий для организации дополнительных рабочих мест в рамках временной занятости;

организация работ, имеющих особую социальную значимость для города и районов;

профессиональная реабилитация граждан, имеющих ограничения трудоспособности.

На основе вышеуказанных задач социальной политики Республики Алтай были определены цели и задачи государственной программы.

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47, от 29.04.2015 № 126)

Целью программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства и содействие занятости населения.

Под уровнем жизни подразумевается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт. К гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, относятся семьи и категории граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют право на социальную поддержку, осуществляемую через институты социальной защиты.

Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

совершенствование системы социальной поддержки населения;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми;

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 28.01.2014 № 14)

обеспечение инвалидам, в том числе детям-инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, экономических, политических и других прав и свобод;

содействие занятости населения Республики Алтай и обеспечение защиты конституционных прав работников на безопасные условия труда.

Учитывая сложность и комплексный характер поставленных задач, в составе программы выделены подпрограммы, каждая из которых имеет свою цель, направленную на решение конкретной масштабной задачи.

В качестве целевых показателей в целом по программе будут оцениваться:

доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;

уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;

доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания Республики Алтай, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в данные организации; число высокопроизводительных рабочих мест (по разделу № "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" в сфере предоставления социальных услуг"), тыс. чел. на конец года.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Состав целевых показателей программы определен на основе Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Алтай от 31 мая 2010 года № 5-РЗ "О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы".

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 № 47)

 

IV. Сроки реализации государственной программы

 

Программа реализуется в 2013 - 2018 годах.

 

V. Сведения о подпрограммах государственной программы

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 № 47)

 

Программа реализуется в рамках 6 подпрограмм:

1) "Модернизация системы социальной поддержки населения";

2) "Охрана семьи и детей";

3) "Старшее поколение";

4) "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций";

5) "Доступная среда";

6) "Занятость населения и охрана труда".

 

1. Подпрограмма "Модернизация системы

социальной поддержки населения"

 

Паспорт подпрограммы государственной программы

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 26.12.2014 № 423)

 

Наименование подпрограммы государственной программы (далее - подпрограмма)

Модернизация системы социальной поддержки населения

Наименование государственной программы, в состав которой входит подпрограмма

Обеспечение социальной защищенности и занятости населения

Администратор подпрограммы

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Соисполнители государственной программы, участвующие в реализации основных мероприятий государственной программы в рамках подпрограммы

Нет

Сроки реализации подпрограммы

2013 - 2018 годы

Цель подпрограммы

Совершенствование системы социальной поддержки населения

Задачи подпрограммы

Повышение эффективности и адресности оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

профилактика девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, социальная адаптация и реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы

Целевые показатели подпрограммы

Доля граждан, получивших меры социальной поддержки в денежной форме, от общей численности населения;

отношение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания к средней заработной плате работников в Республике Алтай;

доля граждан, освобожденных из мест лишения свободы, получивших услуги в организациях социального обслуживания, от общего количества освобожденных из мест лишения свободы

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 29.04.2015 № 126)

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования составит 5164833,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы:

2013 год - 965146,0 тыс. рублей;

2014 год - 866905,2 тыс. рублей;

2015 год - 849421,0 тыс. рублей;

2016 год - 823509,2 тыс. рублей;

2017 год - 831009,3 тыс. рублей;

2018 год - 828842,3 тыс. рублей, из них:

средства республиканского бюджета Республики Алтай - 3537324,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 635904,4 тыс. рублей;

2014 год - 554495,2 тыс. рублей;

2015 год - 597448,5 тыс. рублей;

2016 год - 583881,0 тыс. рублей;

2017 год - 583881,0 тыс. рублей;

2018 год - 581714,0 тыс. рублей;

средства федерального бюджета Российской Федерации (справочно) - 1546966,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 284068,0 тыс. рублей;

2014 год - 303330,4 тыс. рублей;

2015 год - 241417,7 тыс. рублей;

2016 год - 234383,4 тыс. рублей;

2017 год - 241883,5 тыс. рублей;

2018 год - 241883,5 тыс. рублей;

средства за счет иных источников (справочно) - 80542,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 45173,6 тыс. рублей;

2014 год - 9079,6 тыс. рублей;

2015 год - 10554,8 тыс. рублей;

2016 год - 5244,8 тыс. рублей;

2017 год - 5244,8 тыс. рублей;

2018 год - 5244,8 тыс. рублей

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 23.10.2015 № 351)


Информация по документу
Читайте также