Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.2016 № 73

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15 марта 2016 г. №73

 

гладикавказ

 

 

О государственной программе Республики Северная

Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным

жильем граждан в Республике Северная

Осетия-Алания» на 2016-2018 годы

 

 

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016-2018 годы.

 

2. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 - 2017 годы»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2015 года №33 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 – 2017 годы»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2015 года №56 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 – 2017 годы»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 апреля 2015 года №80 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 – 2017 годы»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2015 года №151 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 – 2017 годы»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2015 года №200 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 года №360 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2015 – 2017 годы».

 

 

Временно исполняющий обязанности

Председателя Правительства Республики

Северная Осетия-Алания                         Т.Тускаев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

от 15 марта 2016 года № 73

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение

доступным и комфортным жильем граждан

в Республике Северная Осетия-Алания»

на 2016-2018 годы

 


Паспорт

Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан

в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016-2018 годы


 

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания.

Соисполнители программы

Отсутствуют.

Участники программы

Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания;

открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Северная Осетия-Алания»;

администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания.

Подпрограммы программы

Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания».

Подпрограмма 2 «Жилище».

Подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия-Алания».

Подпрограмма 4 «Осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Северная Осетия-Алания».

Подпрограмма 5 «Сокращение объемов незавершенного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2017 годы».

Подпрограмма 6 «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016 – 2018 годы».

Цели программы

Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.

 

Задачи программы

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков в целях строительства жилья экономического класса;

создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;

развитие ипотечного жилищного кредитования;

предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

содействие формированию жилищного фонда социального использования, жилые помещения в составе которого предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений;

реализация программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

содействие внедрению новых современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;

стимулирование спроса и предложения на рынке жилья, в том числе жилья экономического класса;

повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;

обеспечение мероприятий по завершению строительно-монтажных работ на социально значимых объектах;

обеспечение мероприятий по передаче объектов, завершенных строительством на баланс эксплуатирующим организациям.

Целевые индикаторы и показатели программы

Годовой объем ввода жилья;

уровень обеспеченности населения жильем.

 

 

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в период с 2016 по 2018 годы в один этап.

Объем и источники финансирования программы

Общий объем финансирования Программы составляет 3221498,2 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 2295859,5 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета – 467461,7 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов – 258207,0 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников – 199970,0 тыс. рублей;

в том числе по подпрограммам:

подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания» - 281649,9 тыс. рублей;

подпрограмма 2 «Жилище» - 1666137,6 тыс. рублей;

подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия-Алания» - 887249,0 тыс. рублей;

подпрограмма 4 «Осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Северная Осетия-Алания» - 131401,6 тыс. рублей;

подпрограмма 5 «Сокращение объемов незавершенного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2017 годы» - 129796,3 тыс. рублей.

подпрограмма 6 «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016 – 2018 годы» - 125263,8 тыс. рублей;

Ожидаемые результаты реализации программы

Годовой объем ввода жилья к 2018 году – 180,4 тыс. кв. метров общей площади жилья;

достижение обеспеченности жильем населения до 27,3 кв. метра общей площади на человека.


 

 

Раздел I. Характеристика сферы реализации Программы,

ее текущего (действительного) состояния, включая

описание основных проблем, и прогноз ее развития

 

Республика Северная Осетия-Алания относится к регионам Российской Федерации с наибольшей обеспеченностью жильем в расчете на одного человека - 27,1 кв. метра по состоянию на 1 января 2015 года. Данный показатель в республике превышает средние значения показателя как по субъектам, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, так и по Российской Федерации в целом.

Жилищный фонд Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2015 года составляет 19,1 млн кв. метров, со следующей структурой:

муниципальный жилищный фонд - 0,73 млн кв. метров,

государственный - 0,17 млн кв. метров,

частный – 18,2 млн кв. метров.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Республики Северная Осетия-Алания за 2006 - 2015 годы построено и введено в эксплуатацию более 1,8 млн кв. метров общей площади жилья.

Только за последние три года (2013-2015 годы) введено 554,9 тыс.кв. метров общей площади жилья. Среднегодовой ввод жилья за указанный период составил 185,0 тыс. кв. метров. Большая часть жилых зданий, от общего объема ввода жилья, строилась в городе Владикавказе. 

Из 554,9 тыс.кв. метров общей площади жилья, введенного в 2013, 2014 и 2015 годах, на г. Владикавказ приходится 446,7 тыс.кв. метров, или 80,5%.

Результаты свидетельствуют, что платежеспособная часть населения республики стремится приобрести жилые помещения в гладикавказ и не вкладывает средства в строительство жилья по месту жительства.

Вместе с тем дальнейшее развитие массового жилищного строительства в гладикавказ сопряжено с крайне ограниченным количеством земельных участков, которые могут быть в дальнейшем использованы под жилищное строительство, их ресурса хватит (при существующих темпах строительства) на ближайшие 2 года.

В других муниципальных образованиях республики массовое жилищное строительство не ведется из-за отсутствия на него спроса, а строительство в ограниченных объемах малоэтажного жилья (до 3 этажей) осуществляется в рамках ликвидации аварийного жилья и за счет индивидуальных застройщиков (домохозяйств).

В муниципальных районах республики удельные показатели ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья колеблются от 0,41% (Дигорский район) до 7,2% (Моздокский район) от совокупного объема введенного в республике жилья.

Стимулирование массового жилищного строительства в муниципальных районах республики возможно только при условии экономического развития муниципальных образований (территорий), создания на местах социальной инфраструктуры и дополнительных рабочих мест, что будет способствовать притоку экономически активной части населения и росту спроса на жилье.

Несмотря на рост общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, из-за сложившейся высокой стоимости 1 кветра жилья по-прежнему актуальной остается задача, связанная с обеспечением доступности жилья для семей со средним и низким уровнем доходов.

Существующие инструменты государственной жилищной политики не позволяют в полной мере решить проблему жилищного обеспечения населения республики, в связи с чем одним из основных приоритетов становится развитие различных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан, в том числе строительство различных типов жилья в зависимости от доходов, стадии жизненного цикла и места проживания семей, а также с учетом перспектив социально-экономического развития районов, городов и других поселений.

В этой связи одним из основных направлений является строительство наемного (арендного) жилья в целях повышения мобильности населения, доступности жилья для граждан, доходы которых не позволяют им приобрести жилье в собственность за счет собственных и заемных средств. Арендное жилье будет доступно населению на праве постоянного проживания.

Условие проживания - ежемесячная выплата арендодателям фиксированной суммы. Расширение рынка арендного жилья может положительно сказаться на решении проблемы доступности жилья, увеличит налоговые поступления в бюджет.

Потенциал строительного производства в республике, несмотря на высокую степень износа основных фондов в строительстве и промышленности строительных материалов, позволяет выполнять обязательства по строительству объектов, хотя и ощущается нехватка современных строительных материалов, изделий и конструкций, которая покрывается завозом из-за пределов республики.

Наиболее существенными проблемами, сдерживающими развитие отрасли промышленности строительных материалов, являются:

недостаток инвестиций, связанный с низким рейтингом инвестиционной привлекательности республики;

отсутствие обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры участков для строительства и развития предприятий строительных материалов;

нехватка квалифицированного управленческого и производственного персонала, способного формировать коммерциализацию предложений для привлечения инвестиций;

дотационность республиканского бюджета;

высокая степень износа основных фондов предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитию жилищного строительства на территории республики препятствуют проблемы, основными из которых являются:

отсутствие достаточного (соответствующего спросу) количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья, в том числе жилья экономического класса;

недостаточная проработанность градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для жилищного строительства земельным участкам в границах городских и сельских поселений муниципальных образований республики;

высокий уровень износа и ограниченность мощностей существующих инженерных сетей, высокая стоимость технологического присоединения к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, длительность процедуры присоединения к ним;

недостаточное обеспечение потребности Республики Северная Осетия-Алания в основных видах современных строительных материалов.

Необходимо создание новых производственных мощностей с целью удовлетворения потребностей строительной отрасли в современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологиях;

ограниченная доступность для населения ипотечных жилищных кредитов из-за высоких банковских процентных ставок по кредитам;

недостаточное предложение семьям, имеющим трех и более детей, в районных центрах республики для индивидуального жилищного строительства земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;

отсутствие информации о земельных участках, неиспользуемых или используемых неэффективно, для последующего вовлечения их в экономический оборот (прежде всего в целях жилищного строительства), в том числе путем передачи изъятых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд РЖС);

невысокие доходы населения и высокая рыночная стоимость жилья, что делает недоступным или малодоступным его приобретение с помощью собственных и заемных средств.

В этой связи достижение целей Программы должно осуществляться в том числе путем вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания, находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществления взаимодействия с Фондом РЖС, как для целей строительства жилья экономкласса, так и для развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций.

Государственная политика в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства и обеспечения таких земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой будет направлена на поддержку формирования государственно-частного партнерства, обеспечивающего строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства.

Республика Северная Осетия-Алания характеризуется повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических, грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений.

Необходимость программно-целевого подхода к реализации мероприятий по сейсмоусилению определяется тем, что вся территория республики находится в зоне высокой степени сейсмичности, что может вызвать землетрясения с катастрофическим ущербом.

На сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики (транспортные, газовые, тепловые, водоснабжения и канализации, энергоснабжения и связи), разрушение которых приведет к экологической деградации территории и гибели людей.

В этой связи одним из основных направлений государственной политики становится необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде путем обеспечения сейсмической безопасности населения.

Одной из основных причин увеличения объектов незавершенного строительства на территории республики является недостаточное финансирование строительных работ, что приводит к превышению нормативных сроков строительства и, как следствие, образованию долгостроев. Также на увеличение числа незавершенных строительством объектов повлияло отсутствие в проектно-сметной документации затрат на выполнение мероприятий по составлению межевого плана, технического паспорта, технического плана здания и технологическому присоединению объектов к инженерным сетям.

В целях сокращения количества объектов незавершенного строительства, в рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

передача завершенных строительством объектов на баланс эксплуатирующим организациям;

выделение государственных капитальных вложений на завершение строительства социально значимых объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию;

создание межведомственной комиссии по определению целесообразности дальнейшего строительства объектов, не предусматриваемых к финансированию;

определение межведомственной комиссией целесообразности дальнейшего строительства объектов, не предусматриваемых к финансированию.

Реализация мероприятий будет способствовать сокращению объемов незавершенного строительства.

Достижение целей Программы будет осуществляться в том числе за счет повышения эффективности расходования бюджетных инвестиций, предусмотренных бюджетной росписью Министерству строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания на развитие строительной отрасли республики, градостроительной деятельности и государственной жилищной политики.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания осуществляются в форме государственных капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой и отражаются в законе о республиканском бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту.

 

Раздел II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы

 

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 г. №54-РЗ.

Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2025 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Приоритетами государственной политики в жилищной сфере являются:

увеличение доли жилья экономического класса в общем объеме жилищного строительства;

поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья;

совершенствование условий приобретения жилья на рынке жилья, в том числе с помощью ипотечного кредитования;

развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия-Алания.

Цели Программы соответствуют требованиям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и направлены на повышение доступности жилья, качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и повышение комфортности и безопасности проживания населения Республики Северная Осетия-Алания.

Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:

вовлечение в экономический оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса, в том числе земель Фонда РЖС;

создание условий для активного участия в жилищном строительстве некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;

предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

реализация программы «Жилье для российской семьи»;

развитие ипотечного жилищного кредитования с целью повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством;

содействие внедрению новых современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;

стимулирование спроса и предложения на рынке жилья, в том числе жилья экономического класса;

сейсмоусиление наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;

обеспечение мероприятий по завершению строительно-монтажных работ на социально значимых объектах;

обеспечение мероприятий по передаче объектов, завершенных строительством, на баланс эксплуатирующим организациям;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Северная Осетия-Алания.

Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из необходимости и достаточности для характеристики достижения целей и решения задач Программы.

Достижение целей Программы будет обеспечено путем достижения следующих целевых значений показателей (индикаторов):

годовой объем ввода жилья;

уровень обеспеченности населения жильем.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

годовой объем ввода жилья в 2018 году - 180,4 тыс. кв. метров общей площади жилья;

достижение обеспеченности жильем населения - до 27,3 кв. метра общей площади на человека.

Сведения о показателях (индикаторах) представлены в таблице 1. Сведения о показателях, включенных в Федеральный план статистических работ, приведены в таблице 2. Сведения о показателях, не входящих в состав данных официальной статистики, приведены в таблице 2а.

Программа будет реализовываться в период с 2016 по 2018 годы в один этап.

 

Раздел III. Обобщенная характеристика подпрограмм Программы

 

Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания»:

основное мероприятие 1.1. Создание условий для развития жилищного строительства на вовлекаемых в хозяйственный оборот земельных участках в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

основное мероприятие 1.2. Градостроительное планирование развития территорий. Снижение административных барьеров в области строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания;

основное мероприятие 1.3. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Северная Осетия-Алания;

основное мероприятие 1.4. Предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья экономического класса, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов;

основное мероприятие 1.5. Содействие формированию рынка доступного арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

основное мероприятие 1.6. Внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при жилищном строительстве, создание условий для строительства (реконструкции) предприятий по производству ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций;

основное мероприятие 1.7. Участие в реализации программы «Жилье для российской семьи»;

основное мероприятие 1.8. Обеспечение жильем, оказание содействия в приобретении жилья отдельным категориям граждан (обеспечение жильем инвалидов, ветеранов боевых действий и семей, имеющих детей – инвалидов).

Подпрограмма 2 «Жилище»:

основное мероприятие 2.1. Обеспечение жильем молодых семей;

основное мероприятие 2.2. Стимулирование развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания.

основное мероприятие 2.3. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия-Алания»:

основное мероприятие 3.1. Реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы».

Подпрограмма 4 «Осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности»:

в рамках реализации мероприятий данной подпрограммы предполагается финансирование объектов капитального строительства в составе республиканской адресной инвестиционной программы.

Подпрограмма 5 «Сокращение объемов незавершенного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2017 годы»:

основное мероприятие 5.1. Подготовка документации для передачи объектов, завершенных строительством, на баланс эксплуатирующим организациям;

основное мероприятие 5.2. Завершение строительством социально значимых объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию;

основное мероприятие 5.3. Определение целесообразности дальнейшего строительства объектов, не предусматриваемых к финансированию.

основное мероприятие 5.4. Передача завершенных строительством объектов на баланс эксплуатирующим организациям.

Подпрограмма 6 «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016 - 2018 годы»:

основное мероприятие 6.1. Обеспечение выполнения функций Министерством строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания;

основное мероприятие 6.2. Расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений;

основное мероприятие 6.3. Выплаты по обязательствам республики.

Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов отражен в таблице 3.

 

Раздел IV. Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств республиканского бюджета Республики

Северная Осетия-Алания

 

Общий объем финансирования Программы составляет 3221498,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2016 году – 2643373,3 тыс. рублей;

в 2017 году – 336944,9 тыс. рублей;

в 2018 году – 241180,0 тыс. рублей;

в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 2295859,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 2073359,5 тыс. рублей;

2017 год – 111000,0 тыс. рублей;

2018 год – 111500,0 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета – 467461,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 278666,8 тыс. рублей;

2017 год – 143754,9 тыс. рублей;

2018 год – 45040,0 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов – 258207,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 228207,0 тыс. рублей;

2017 год - 15000,0 тыс. рублей;

2018 год – 15000,0 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников – 199970,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 63140,0 тыс. рублей;

2017 год – 67190,0 тыс. рублей;

2018 год – 69640,0 тыс. рублей;

в том числе по подпрограммам:

подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства на территории  Республики Северная Осетия-Алания» - 281649,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 281649,9 тыс. рублей;

2017 год – 0,0 тыс. рублей;

2018 год – 0,0 тыс. рублей;

подпрограмма 2 «Жилище» - 1666137,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 1363667,6 тыс. рублей;

2017 год – 203690,0 тыс. рублей;

2018 год – 207140,0 тыс. рублей;

подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия-Алания» - 887249,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 887249,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

подпрограмма 4 «Осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Северная Осетия-Алания» - 131401,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 131401,6 тыс. рублей.;

подпрограмма 5 «Сокращение объемов незавершенного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2017 годы» - 129796,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 30581,4 тыс. рублей;

2017 год – 99214,9 тыс. рублей;

подпрограмма 6 «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016 - 2018 годы – 125263,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 57183,8 тыс. рублей;

2017 год – 34040,0 тыс. рублей;

2018 год – 34040,0 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств республиканского бюджета приведено в таблице 4.

Информация о привлечении средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также об участии в реализации Программы государственных внебюджетных фондов приведена в таблице 5.

 

Раздел V. Обобщенная характеристика мер

государственного и правового регулирования

 

Меры налогового, тарифного, кредитного воздействия и иные меры государственного регулирования в сфере жилищного строительства не предусмотрены. Основными мерами государственного регулирования в области реализации Государственной программы являются меры правового регулирования.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в таблице 6.

Перечень мер правового регулирования реализации Программы может обновляться и (или) дополняться в ходе ее выполнения.

 

Раздел VI. Прогноз сводных показателей государственных

 заданий по этапам реализации Программы

 

Программой не предусматривается оказание государственными учреждениями Республики Северная Осетия-Алания государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам.

 

Раздел VII. Анализ рисков реализации Программы

и описание мер управления рисками реализации Программы

 

К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:

институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов на федеральном и (или) республиканском уровнях, предусмотренных Программой (например, развитие инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, жилищно-строительная кооперация и другие), что может привести к невыполнению Программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках Программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;

определенные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных его исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому и (или) к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении.

В рамках данной группы рисков можно выделить два основных:

риск исполнителей/соисполнителей, который связан с возникновением проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации Программы, в том числе органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, государственных институтов развития;

организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации Программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем (федеральных и (или) республиканских) к сроку начала реализации мероприятий Программы. Большое число участников реализации Программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий Программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой эффективности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в выполнении Программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий;

риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Программы в неполном объеме как за счет федерального, республиканского и местных бюджетов, так и за счет внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине прямой зависимости успешной реализации Программы от заявленной в бюджетной заявке потребности в средствах федерального бюджета и фактически выделенной суммы из федерального бюджета на реализацию мероприятий, а также зависимости успешной реализации программных мероприятий от привлечения средств из внебюджетных источников. Риск сбоев в реализации Программы по причине недофинансирования может привести к невыполнению программных показателей.

Реализации Программы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации Программы:

риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации Программы может быть качественно оценен как высокий;

риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях республики, а также концентрации средств федерального и (или) республиканского бюджетов на преодолении последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для Программы можно оценить как умеренный.

Меры управления рисками Программы основываются на следующих обстоятельствах:

наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на выполнение Программы может оказать реализация институционально-правового риска и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации Программы. Поскольку в рамках Программы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться институционально-правовым рискам;

управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем контроля и координации  Министерством строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания деятельности муниципальных образований, участвующих в реализации Программы.


Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства

на территории Республики Северная Осетия-Алания»

 

Паспорт


 

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания.

Соисполнители подпрограммы

Отсутствуют.

Участники подпрограммы

Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания;

открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию в Республике Северная Осетия-Алания»;

администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания.

Программно-целевые методы подпрограммы

Ведомственные целевые программы отсутствуют.

Цели подпрограммы

Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Задачи подпрограммы

Вовлечение в экономический оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;

создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;

разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан;

развитие ипотечного жилищного кредитования с целью повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

содействие формированию рынка арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда;

содействие внедрению новых современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;

реализация программы «Жилье для российской семьи».

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

Увеличение доли годового ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, в 2018 году до 30%;

Увеличение доли годового ввода малоэтажного жилья в 2018 году до 33% от общего годового ввода жилья;

Снижение в 2018 году коэффициента доступности жилья до 2,6 года;

Увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 43% в 2018 году.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Подпрограмма реализуется в один этап.

Сроки реализации - 2016 - 2018 годы.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы в 2016-2018 годах составит 281649,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 231149,9 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета – 50 500 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Увеличение доли годового ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, в 2018 году до 30%;

Увеличение доли годового ввода малоэтажного жилья в 2018 году до 33% от общего годового ввода жилья;

Снижение в 2018 году коэффициента доступности жилья до 2,6 года;

Увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 43% в 2018 году.


 

Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, ее текущего (действительного) состояния, включая описание основных проблем, и прогноз ее развития

 

Объем жилищного фонда в Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2015 года составляет 19,1 млн кв. метров.

Уровень обеспеченности жильем на одного жителя по сельским поселениям республики составляет от 19,7 кв. метра (Кировский район) до 31,1 кв. метра (Ирафский район), по городским поселениям - от 22,2 кв. метра (г. Моздок) до 35,8 кв. метра (глагир), а в г.Владикавказ - 32,5 кв. метра.

Несмотря на увеличение объемов вводимого в республике жилья за последние годы, оно продолжает оставаться недоступным для большинства граждан, в том числе и из-за недоступности ипотечных жилищных кредитов.

В 2015 году наблюдалось снижение количества выданных ипотечных кредитов, на что есть объективные причины, связанные с экономическим положением в стране.

Если в 2014 году жителям республики было выдано 1 487 ипотечных жилищных кредитов на сумму 2,4 млрд рублей, что превышает уровень к 2013 году в 3,4 раза (со средней процентной ставкой 13,4%), то за 2015 год гражданам выдано всего 999 ипотечных жилищных кредитов на сумму 1,5 млрд рублей, что составляет 67,2% к уровню в 2014 году, со средневзвешенной процентной ставкой 15,13%.

В настоящее время наиболее актуальным и значимым периодом для анализа и оценки динамики цен на рынке первичного и вторичного жилья является период с 2012 по 2015 год. .

Исходя из статистических данных, следует отметить, что за 2012, 2013, 2014 годы на рынке первичного и вторичного жилья наблюдался умеренный рост цен.

Так, средняя цена 1 кв. метра жилья на первичном рынке в 2012 году составила 30 036 рублей. В 2013 году она увеличилась на 10,2% и составила 33 108 рублей, в 2014 году – на 8,3% по отношению к цене в 2013 году и составила 35 851 рубль.

Аналогичная ситуация и на рынке вторичного жилья: в 2012 году средняя цена 1 кв. метра составила 31 417 рублей, в 2013 году – 35796 рублей, в 2014 – 37 917 рублей. Следовательно, за период с 2012 года по 2014 год средняя цена 1 кв. метра на вторичном рынке жилья увеличилась на 20,7% (6 500 руб.).

За 2015 год динамика уровня цен на первичном и вторичном рынках жилья  характеризуется незначительным спадом.

Средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на первичном рынке жилья по итогам IV квартала снизилась на 4,3% по отношению к ценам 1 квартала 2015 года и составила 36 216 рублей за 1 кв. метр

Сегодняшний «умеренный» спрос на жилые помещения и снижение объема продаж на первичном рынке жилья (потенциального спроса) свидетельствует об отсутствии объективной потребности в дальнейшем ежегодном наращивании темпов и объемов жилищного строительства.

В сложившихся условиях увеличение объемов жилищного строительства приведет к возникновению ситуации, когда будет расти доля пустующего жилья, при том, что уже в настоящее время республика испытывает острый дефицит сформированных и обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков, пригодных для строительства жилья, в том числе и из-за ограниченности в земельных ресурсах (более половины общей площади республики занимают горные территории).

Что касается имеющихся земельных участков, которые могут быть в дальнейшем использованы под жилищное строительство, их ресурса хватит при существующих темпах строительства на ближайшие 2 года.

В этой связи и учитывая выбор направления развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который определяется с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития, а также в целях сбалансированности спроса и предложения на первичном рынке жилья, рационального использования земельных ресурсов под жилищное строительство целесообразно оптимизировать объемы ввода жилья, обеспечивая рост и сохраняя темпы строительства доли жилья экономического класса в общем объеме.


Информация по документу
Читайте также