Лишние обязательства Минфин предлагает упразднить нефинансируемые льготы

Минфин предпринимает новую попытку снять с государства груз неоплачиваемых обязательств. Ведомство предлагает отменить в этом году 36 нормативных актов по финансированию социальных льгот, которые бюджетами и так не исполняются либо исполняются в урезанном виде. Сегодня вопрос о разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями власти рассмотрит правительство.

В феврале Дума приняла в первом чтении два законопроекта об организации местного самоуправления и органов власти субъектов Федерации. Законы были подготовлены комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака и формулируют новые принципы бюджетного федерализма. Поддержав Козака, депутаты потребовали от правительства к 1 апреля написать поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, чтобы обязательства региональных и муниципальных властей были подкреплены доходными полномочиями.

Сегодня правительство наконец рассмотрит этот вопрос. По оценке Минфина, расходные обязательства консолидированного бюджета составляют 6,54 трлн руб. , а доходы - 4 трлн руб. При этом обязательства федерального бюджета обеспечены сегодня на 69,5% , региональных - на 62,9% , местных - на 75%.

В дополнение к уже закрепленному в законопроектах разграничению расходных обязательств Минфин предлагает передать регионам еще ряд полномочий: по поддержке тружеников тыла, социальной защите граждан, пострадавших от репрессий, обеспечению деятельности мировых судей, выплате пособий на погребение и по безработице.

По мнению вице-спикера Совета Федерации Валерия Горегляда, тем самым центр просто сбрасывает на бюджеты территорий необеспеченные федеральные мандаты. А по словам руководителя департамента Минфина Алексея Лаврова, при распределении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы ведомство старалось выдержать принцип "один бюджет - один налог ". К федеральному уровню предлагается отнести 100% единого соцналога, налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, налога на добычу газа, акцизов на табак, легковые автомобили, акцизы на пищевой и этиловый спирт, доходы целевых бюджетных фондов. Субъектам федерации предлагают целиком отдать акцизы на алкогольные напитки, акцизы на дизтопливо и моторные масла, налог на имущество предприятий, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, платежи за пользование лесфондом и водными объектами. К муниципальным бюджетам должны отойти земельный и транспортный налоги, налог на рекламу, налог на имущество физлиц. Часть налогов все-таки будет расщепляться. Налог на прибыль по ставке 6% уйдет в федеральный, а по ставке 18% - в региональный бюджет. Подоходный налог разделится между региональным и местным бюджетом в долях 44% и 56%. Расщепление налога на добычу нефти Минфин предлагает изменить с нынешних 75,9:24,1 на 90:10.

Такое перераспределение, по оценке Горегляда, позволит обеспечить местные бюджеты доходами на 100% , федеральный бюджет - на 88,1% , а региональные - на 75,7%. У Минфина иные расчеты. Большинство полномочий действительно предлагается передать на региональный уровень с муниципального, и потому местный бюджет получится сбалансированным. В 2005 г. , когда вступят в силу законы о местном самоуправлении и региональных органах власти, поправки в НК и БК, расходные обязательства федерального бюджета будут обеспечены на 66,2% , а субъектов Федерации - на 72,3%. Разрыв в источниках покрытия составляет 819,6 млрд руб. на региональном уровне и 1,228 трлн руб. на федеральном. "Львиная доля региональных расходов установлена федеральными законами. Поэтому вся реформа межбюджетных отношений завязана на отмену нефинансируемых мандатов", - констатирует эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин.

Первый замминистра финансов Татьяна Голикова, представившая материалы в правительство, считает необходимым приостановить в этом году действие 36 нормативных актов президента и правительства. В бюджете следующего года она предлагает приостановить действие тех законов, которые не обеспечены финансированием. А с 2005 г. должны быть упразднены 17 самых затратных законов, которые в случае их исполнения обошлись бы федеральному бюджету в 408 млрд руб. , а региональным - в 834 млрд руб. В их числе "Об образовании" (155,7 млрд руб. для федерального и 778 млрд руб. для региональных бюджетов) , Основы законодательства о культуре (46,5 млрд руб. для федерального и 52,6 млрд руб. для региональных бюджетов) , закон "О ветеранах" (55,2 млрд руб. ) , закон "О науке и государственной научно-технической политике" (53,2 млрд руб. ).

Председатель думского комитета Валерий Зубов говорит, что об упразднении нефинансируемых мандатов в год выборов лучше не заикаться: "Отменить оптом десятки законов - это лобовое решение. А на 2005 г. такая задача по силам". Председатель комитета Совфеда Евгений Бушмин считает, что максимум, на что может рассчитывать в этом году правительство, - это сокращение нефинансируемых мандатов на 2 - 3% (50 - 75 млрд руб. ). Трунин сомневается и в этом. Он напоминает, что фактически отложен на неопределенное время законопроект об отраслевой системе оплаты труда, предполагавший сокращение госрасходов. "Не напринимать бы новых законов", - замечает Зубов.

Александр Беккер

Депутаты ЗС вносят изменения в закон о программе "Гериатрическая служба и система хосписов Петербурга на 2001-2004гг.".  »
Юридические статьи »
Читайте также