КС защитил частных лоцманов

Частным лоцманам - специалистам по проводке судов в акватории порта - удалось отстоять в Конституционном суде свое право работать в крупнейших портах России. Вчера суд признал неконституционным постановление правительства, ограничившее деятельность негосударственных лоцманских служб. Теперь частники смогут претендовать на часть из $27 млн лоцманских сборов, которые хотел централизовать ФГУП "Росморпорт".

Объем лоцманских сборов, взимаемых с судовладельцев в морских портах России, в 2003 г. , по данным Минтранса, составил почти 800 млн руб. До сих пор их взимали государственные морские администрации портов. Весной 2003 г. для централизации этих сборов и целевого использования их на "содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания", был создан ФГУП "Росморпорт".

До сих пор частным лоцманским компаниям было запрещено работать в 28 российских портах, в том числе самых крупных: Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске и Калининграде. По данным Минтранса, на долю этих портов приходится более трех четвертей объемов лоцманских сборов, взимаемых в России. Этот порядок был установлен постановлением правительства "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" от 17 июня 2001 г. Документ установил исчерпывающий перечень из 16 портов (всего их в России 44) , где "допускается" деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

На ограничении прав частников настаивал замминистра транспорта, куратор службы морского флота (Росморфлот) Вячеслав Рукша. До того как было подписано постановление, он не раз возмущался тем, что более 80% лоцманских проводок осуществляются частными структурами. Рукша утверждал, что полученные деньги они тратят на собственные нужды, а не на обеспечение безопасности мореплавания.

Ассоциация морских лоцманов России с решением правительства не согласилась. Еще в 2001 г. она обжаловала постановление в Верховном суде. Но ассоциации в удовлетворении жалобы было отказано, так как постановление было принято в соответствии с российским Кодексом торгового мореплавания. Тогда ассоциация обратилась в Конституционный суд с просьбой признать не соответствующими Конституции нормы постановления правительства и кодекса, ограничивающие свободу деятельности частных лоцманов.

Вчера Конституционный суд удовлетворил жалобу ассоциации. Судьи посчитали, что Кодекс торгового мореплавания России, на который идет ссылка в этом постановлении, не исключает деятельности негосударственных лоцманских организаций и не содержит основания для ограничения их работы в отдельных портах. "Последние два года деятельность негосударственной лоцманской службы в Петербурге была фактически запрещена, - возмущается президент ассоциации Егоркин. - Наши лоцманы были вынуждены работать на госслужбе. Но мы дошли до Конституционного суда и доказали свою правоту - доказали, что профессионалы могут обойтись без посредника и в состоянии сами предоставлять качественную лоцманскую услугу и нести ответственность".

Помощник гендиректора Росморпорта Геннадий Кузьмин говорит, что его компании ничего не остается, как примириться с решением Конституционного суда. "Но мы все равно будем создавать собственную лоцманскую службу, в том числе и в Санкт-Петербурге, - говорит он. - Будем конкурировать с Егоркиным - это рынок". А источник в Минтрансе считает, что ничего зазорного в существовании частных лоцманов нет. "Чтобы лоцман попал на судно, которое находится в 30 милях от берега, и провел его до порта, нужен автомобиль, лоцманский катер на воздушной подушке, а зимой катер ледового класса или снегоход, - отмечает он. - Негосударственные лоцманские организации заинтересованы в это вкладываться, если они хотят работать и развиваться".

Илья Хренников

"Северная верфь" отбилась от Минфина  »
Юридические статьи »
Читайте также