Морским портам грозит закон

Правительство РФ одобрило проект федерального закона "О морских портах РФ", разработанный Министерством транспорта. Некоторые портовики обещают сделать все, чтобы он не был принят.

Законопроект должен быть доработан и внесен в Госдуму РФ в течение месяца. Таким образом завершится его многолетний и запутанный путь. Еще в середине 1990-х годов, после приватизации российских портов, частные компании, образовавшиеся на их основе, начали жаловаться на отсутствие базового закона.

Российское законодательство регламентирует только деятельность государственных органов управления портами и водным транспортом, но не взаимоотношения последних с частными стивидорными, транспортно-экспедиционными, агентскими и тому подобными предприятиями. Это приводит к возникновению массы хозяйственных споров, и как следствие, к снижению эффективности работы портов. Кроме того, российские порты различаются по ведомственному признаку -- на торговые, рыбные и специализированные, хотя де-факто все давно переваливают любые виды грузов.

По мнению заместителя министра транспорта РФ статс-секретаря Максима Прохорова, он может быть принят в первом чтении уже на весенней сессии Госдумы. Руководство Минтранса не раз заявляло о том, что "Закон о морских портах" должен повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российских портов. Чиновники особо подчеркивают, что реализация закона не потребует дополнительных госрасходов. Часть норм, касающихся деятельности портов, а также осуществления государственного портового контроля, уже закреплена в других законах и Кодексе торгового мореплавания.

Но главное, принципиальное новшество, предлагаемое Минтрансом, -- законодательное разделение административных и хозяйственных функций, осуществляемых морскими администрациями портов (МАП). Согласно законопроекту, все МАП являются федеральными государственными учреждения, подведомственными министерству, которые наделяются административно-властными полномочиями и выполняют определенные государством функции.

Функции, связанные с использованием федерального имущества в морских портах (сейчас они возложены также на МАП), должны быть переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт".

Пойдем другим путем

Именно это положение закона вызывает ожесточенную критику со стороны портовиков.

"Законопроект просто ужасный, и написан с одной целью -- закрепить позиции нового монополиста, -- считает Александр Пермяков, генеральный директор ЗАО "Порт Высоцк". -- Он отражает интересы чиновников и не имеет никакого отношения к реальным проблемам портов".

Представителей бизнеса особенно раздражает то, что на протяжении многих лет они готовили собственные предложения по закону, которые в нынешнем проекте почти не отражены. Эту работу координировала Ассоциация морских торговых портов России (АМТП), которая вместе со ФГУП "СоюзморНИИпроект" пыталась разработать собственный проект закона.

"Мы занимались этим семь лет, а проект Минтранса появился в качестве альтернативы года два назад, -- отмечает президент АМТП Олег Терехов. -- Причем там отсутствовала основная статья -- о предпринимательской деятельности в порту, а все было посвящено административным вопросам. Таким образом, смысла в принятии этого закона в нынешнем виде никакого. Он только ухудшит работу портов.

С моей точки зрения, и создание морских администраций было излишним шагом. Огранизацией движения могли бы заниматься капитаны портов, а имуществом распоряжаться -- Минимущества РФ. Тем не менее МАПы были созданы, и почти везде им удалось наладить нормальный контакт с портовиками.

Теперь снова все меняют и создают непонятную дополнительную надстройку. Теряется сам смысл, скажем, портовых сборов -- раньше их ставки устанавливались исходя из особенностей каждого порта, теперь же снова нам предлагают центрально-распределительную систему".

По словам Олега Терехова, как только законопроект попадет в Госдуму, он будет тщательно изучен, а затем -- либо к нему будут предлагаться поправки, сформулированные АМТП, либо парламентарии выдвинут собственнй законопроект.

"Наша концепция (кстати, одобренная в 2000 году коллегией Минтранса) уже давно находится в Госдуме. Там никакого "Росморпорта" нет вообще, -- отмечает президент АМТП. -- И депутатам она нравится. Если наши поправки не будут приниматься, концепция может быть использована как основа для альтернативного законопроекта".

Константин Шолмов

"Росморпорт" проявляется  »
Юридические статьи »
Читайте также