Спор об акцизах Заправки нельзя переводить на вмененный налог, считают МНС и Минфин

Чиновники не смогли договориться о том, как менять систему уплаты акцизов на топливо. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам (МНС) воспротивились предложению Минэкономразвития заставить заправки платить налог на вмененный налог. И советуют оставить в силе действующую - хоть и неэффективную - систему до 2005 г.

С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивают не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) , а каждый перепродавец топлива, от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме конечного продавца. Чаще всего конечным продавцом оказываются автозаправочные станции (АЗС). Предполагалось, что новая система равномерно распределит поступления между региональными дорожными фондами. 60% акциза на ГСМ поступает в региональные бюджеты, 40% - в федеральный. В 2003 г. бюджеты субъектов должны получить 55,45 млрд руб. , а федеральный бюджет - 22,18 млрд руб. Но система себя не оправдала: участники рынка нефтепродуктов считают ее крайне запутанной, а поступления сконцентрировались в восьми регионах, куда предпочли заплатить акциз крупные нефтяные компании.

Правительство еще в мае поручило Минфину, МНС и Минэкономразвития исправить действующую систему уплаты акцизов. Сегодня ведомства должны были представить в правительство согласованные предложения. Но на вчерашнем совещании у вице-премьера Алексея Кудрина чиновники не смогли договориться.

Сотрудники Минэкономразвития предложили обеспечить доходами региональные дорожные фонды, обязав АЗС уплачивать не акциз, а единый налог на вмененный доход. Его ставку должен будет установить субъект Федерации в пределах от 75 000 руб. до 150 000 руб. в месяц с каждой топливно-раздаточной колонки ( "пистолета"). По расчетам Минэкономразвития, объем поступлений от налога составит примерно 60 млрд руб. , которые равномерно распределятся по регионам. Собственно акциз на нефтепродукты, по мысли подчиненных Германа Грефа, должны уплачивать только НПЗ, целиком направляя его в федеральный бюджет. Ставки акциза предполагается понизить до такой величины, чтобы общий объем поступлений от НПЗ составил 30 млрд руб. в год. Ведомство предлагает ввести единую ставку акциза на все виды бензина, включая прямогонный, чтобы не было экономического смысла торговать самопальным бензином.

Идея ввести единую ставку акциза на все виды бензина пришлась по душе всем ведомствам. Но против вмененки для АЗС резко выступили Минфин и МНС. "Вмененные налоги государство вводит от бессилия, из-за невозможности проконтролировать определенные виды бизнеса, АЗС к ним не относятся, - говорит руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. - Нельзя добровольно отказываться от налогового контроля ". По словам чиновника, объем продаж на АЗС на федеральной дороге намного больше продаж бензоколонки на сельской дороге и учесть эту разницу в ставке единого налога будет трудно. К тому же разница в региональных ставках, по мнению Иванеева, не приведет к равномерному распределению налога. "Если Рязанская область введет более низкие ставки, чем Московская, то и бензин там будет дешевле. Выгоднее будет заправляться у соседей, значит, и акциз пойдет туда", - рассуждает чиновник.

По его мнению, исправить систему уплаты акцизов в 2004 г. уже невозможно, поскольку до 1 декабря правительство не успеет провести законопроект через Думу и региональные законодательные собрания, как того требует Налоговый кодекс. Поэтому на следующий год Минфин предлагает оставить схему уплаты акциза как есть. Но поступления целиком направлять в федеральный бюджет, а затем распределять между регионами пропорционально протяженности автодорог и числу зарегистрированных автомобилей. По словам Иванеева, эту конструкцию можно легко вписать в сверстанный проект бюджета-2004. В нем уже предусмотрена строка "субвенции и субсидии регионам на дорожное хозяйство". Иванеев предлагает увеличить запланированную сумму, прибавив к ней региональную часть поступлений от акцизов на нефтепродукты.

Светлана Иванова

Нехорошо забытое старое На водку снова наносят знак качества  »
Юридические статьи »
Читайте также