Транспортный налог: порядок расчета, особенности

Каков порядок определения объекта налогообложения по транспортному налогу, вступившему в силу с 01.01.03?

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ: "Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе -- транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, условиями возникновения объекта транспортного налога и, как следствие (пункт 1 статьи 38 НК РФ), возникновения обязанности по уплате налога являются:

-- Наличие у лица самоходного транспортного средства (в понимании пункта 1 статьи 348 НК РФ);

-- Факт регистрации транспортного средства в установленном порядке.

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Согласно пункту 1 указанного постановления: "Принять предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и прицепов к ним (далее именуются -- транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам".

Таким образом, на территории РФ подлежат регистрации транспортные средства с рабочим объемом ДВС более 50 см3.

В органах ГАИ регистрируются транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев (пункт 1.1. Приказа МВД РФ от 26 ноября 1996 г. №624 "О порядке регистрации транспортных средств").

Остальные транспортные средства (имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее и не предназначенные для движения по дорогам общего пользования) регистрируются органами гостехнадзора (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Причем такая регистрация также рассматривается указанным постановлением в качестве государственной.

Вместе с тем статья 358 НК РФ и глава 28 в целом не дают оснований для вывода о том, что если владелец транспортного средства по каким-либо причинам не осуществляет государственную регистрацию транспортного средства (в том числе в случае, если он действует противоправно), то он признается налогоплательщиком и к нему могут быть применены налоговые санкции за уклонение от уплаты налога либо могут быть начислены пени. Дело в том, что поскольку объект налога возникает, как указывалось выше, только при наличии уже зарегистрированного транспортного средства, то до момента такой регистрации не возникает сам статус налогоплательщика (см. статьи 19, 38, 347 и 348 НК РФ). Очевидно, что обязанность по уплате налога существует только у налогоплательщика (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ), и при отсутствии этого статуса (а следовательно, обязанности по уплате налога) не может формироваться недоимка (пункт 2 статьи 11 НК РФ), не начисляются пени (статья 75 НК РФ) и не возникает налогового правонарушения (статья 106 и 122 НК РФ). Вместе с тем управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков влечет применение к нарушителю административной ответственности по статье 12.2 КоАП РФ, а в случае, если транспортное средство имеет максимальную конструктивную скорость более 50 км/час -- по статье 12.1 КоАП РФ. Кроме того, органы гостехнадзора вправе приостанавливать эксплуатацию поднадзорных самоходных машин в соответствии с пунктом 7 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением СМ РФ от 13 декабря 1993 г. №1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации".

В случае, если транспортные средства (перегрузочная техника) не обладают всеми признаками, необходимыми для государственной регистрации транспортного средства (имеют рабочий объемом ДВС менее или равный 50 см3), либо по каким-либо иным причинам отсутствует государственная регистрация таких автотранспортных средств, объект транспортного налога (статья 358 НК РФ) не возникает.

Лия Онзулс,

партнер по аудиту АФ "БДО Руфаудит - Петербург"

Строительные компании Санкт-Петербурга разработали предложения по усовершенствованию строительной отрасли города.  »
Юридические статьи »
Читайте также