Автостраховщики накапливают "жировые запасы"

Представители 48 российских страховых компаний объявили об учреждении Российского союза автостраховщиков (РСА).

Профессиональное объединение создано в связи с принятием Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. До его вступления в силу остается около года – закон начнет действовать с 1 июля 2003 года.

Все 48 учредителей союза – члены Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ). Они предпочли заплатить членские взносы ($50 тысяч для московских фирм, $25 тысяч для региональных), чтобы заранее "занять места" в организации, которая через год займется выплатой компенсаций автовладельцам, понесшим ущерб в авариях.

"В союз вошли крупнейшие автостраховые компании, деятельность которых покрывает почти всю территорию России. Ведь ДТП может произойти и в Урюпинске, и в Чечне, и нужно, чтобы там тоже возместили причиненный вред. Может быть, конечно, кто-то еще захочет создать подобное профессиональное объединение, но это маловероятно", – комментирует председатель совета РАСОВТ Игорь Жук. Он утверждает, что только финансовые причины не позволили многим компаниям примкнуть к союзу сейчас. – Проблема в том, что в течение 1,5 лет страховщики вынуждены будут из своего кармана оплачивать подготовительные работы. А не все могут себе это позволить. Хотя после госрегистрации союза и определения величины регулярных членских взносов многие еще придут".

Предварительные расходы, которые руководители РАСОВТ оценивают в миллионы долларов, пойдут на подготовку нормативных документов, создание аппарата РСА и единой информационной системы, а также на пропаганду обязательного страхования, к которой, по признанию Игоря Жука, "огромная часть населения не готова". В разработке нормативной базы принимает участие семь федеральных ведомств под общим руководством Минфина. Есть нерешенные вопросы и с тем, какой должна быть информационная система, в которой будет храниться статистика водительских правонарушений. Скорее всего, на ближайшие годы сохранится традиционная "бумажная" форма документов, оформляемых на месте аварии (некоторые разработчики предлагали сразу создавать только электронную базу данных).

Введение нового закона неизбежно приведет к сокращению количества автостраховщиков (сегодня их в России около 300).

Мелкие компании, по мнению руководства РСА, могут стать агентами более крупных.

Относительно размеров ежегодных страховых взносов окончательной ясности пока нет.

Сами страховщики настаивают на сумме в $60-70 в год для мегаполисов вроде Москвы и Петербурга, и $20 – для областных центров. От технического состояния автомобиля сумма взноса зависеть не будет, по крайней мере за это выступают страховщики. Специалисты Минфина их в этом поддерживают.

Справка

u В России около 30 млн автомобилей. По данным РАСОВТ, в среднем каждый из них раз в 3 года попадает в ситуацию, когда требуется возмещать ущерб.

u Сегодня лишь около 30% пострадавших в результате ДТП получают компенсацию за причиненный вред. Ежегодные выплаты после вступления в силу закона должны составить $600-700 млн.

u Согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов, с 01.07.03 невозможно будет поставить машину на учет и пройти техосмотр, не имея на руках страхового полиса. С 1 января 2004 года каждый автовладелец должен будет в обязательном порядке застраховать свою гражданскую ответственность.

Константин Шолмов

Риски дольщиков перестрахуют  »
Юридические статьи »
Читайте также