Резерв узаконят

Для федерального бюджета 2002 год заканчивается на оптимистичной ноте. В новый год правительство войдет с внушительной "подушкой безопасности": финансовый резерв, предназначенный для расплаты с кредиторами, окажется гораздо больше запланированного. На это богатство уже зарятся депутаты, которые внесли в парламент законопроект, ограничивающий Минфину пространство для маневра "отложенными" деньгами.

На последнем заседании правительства вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин поддержал идею главы бюджетного комитета Думы Александра Жукова преобразовать финансовый резерв в стабилизационный фонд. Назначение фонда - служить подстраховкой на случай резкого ухудшения макроэкономической ситуации. В черные дни правительство, по мысли депутата, могло бы использовать эти деньги для погашения внешнего долга или финансирования текущих расходов. Кудрин согласился и с тем, что финрезерв должен уступить место стабилизационному фонду уже с 1 января 2004 г.

По закону о бюджете-2002 размер финрезерва на 1 января 2003 г. должен был составить 197,4 млрд руб. Но из-за трудностей со сбором налогов первые три квартала резерв не копился, а тратился: с января по сентябрь его размер сократился с 89 млрд руб. до 76,1 млрд руб. В IV квартале дела пошли лучше. Минфин "зажал" расходы, а законодатели поддержали предложение правительства зачислить в финрезерв деньги, которые бюджетополучатели не успели потратить в этом году. С учетом доходов от приватизации 5,9% акций "ЛУКОЙЛа" и продажи "Славнефти" в начале 2003 г. финрезерв должен превысить 250 млрд руб.

Несмотря на видимость консенсуса, депутаты не стали дожидаться, пока Минфин подготовит поправки в Бюджетный кодекс, легализующие стабилизационный фонд. Жуков и его заместитель по комитету Михаил Задорнов внесли в Думу свой законопроект сразу после заседания правительства. Это вызвало резкую реакцию в Минфине. "Готовить поправки в Бюджетный кодекс по стабфонду и представлять его в Думу будем мы, несмотря на деятельность бюджетного комитета, - говорит высокопоставленный представитель финансового ведомства. - Условия создания фонда еще не проработаны".

Жуков объясняет свой шаг тем, что депутаты устали дожидаться, пока Минфин напишет свои поправки. "Минфин только сейчас собирается делать эту работу, после 101-го строгого напоминания, - констатирует депутат. - Минфин не очень рвется это делать, ему удобнее все держать в виде финрезерва. А когда все в одном кармане, непонятно, сколько там реально денег ".

По законопроекту, внесенному депутатами, фонд должен пополняться за счет экспортных пошлин, собираемых при ценах выше $18,5 за баррель нефти Urals, и налога на добычу полезных ископаемых. Средства фонда будут размещаться в валюту и ценные бумаги.

Экономисты называют идею депутатов здравой и предлагают даже более радикальные варианты наполнения фонда. "Пока доходы бюджета носят конъюнктурный характер, я бы все экспортные пошлины направлял в стабфонд, - говорит замгендиректора компании "Интеррос" Сергей Алексашенко, в прошлом первый зампред ЦБ. - Использовать стабфонд надо прежде всего на снижение налоговой нагрузки, но если цена на нефть падает, скажем, до $9 - 12 за баррель, то можно направлять и на выпадающие доходы бюджета". По его мнению, управлять фондом должен Центробанк: Там есть специалисты и политика управления золотовалютными резервами". А председатель бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Васильев, тоже поддерживающий идею фонда, убежден, что управляющим должен быть Минфин, а деньги должны размещаться консервативно - на счетах в первоклассных банках и в облигации западных правительств.

Александр Беккер Владимир Федорин

Президент РФ подписал ряд федеральных законов.  »
Юридические статьи »
Читайте также