Ультиматум таможне не указ

Вчера, 3 декабря, Государственный таможенный комитет, Министерство транспорта РФ и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выступили с совместным ответом на ультиматум Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU).

IRU угрожает со следующей недели прекратить применение на территории России книжек МДП, если ГТК не примет его условия погашения задолженности по страховым выплатам.

Такие дела

Конфликт между IRU, с одной стороны, и российскими властями и АСМАП -- с другой назрел уже давно. По мнению руководства IRU, сама система МДП превратилась в России "в инструмент, служащий мошенникам, действующим в атмосфере абсолютной безнаказанности". Глава стратегического департамента IRU Умберто де Претто заявил, что, если количество нарушений в России вырастет втрое, IRU будет вынужден выплачивать в виде страховок $400 млн в год. А если оно еще удвоится, IRU просто не выдержит бремени выплат.

Согласно международной конвенции МДП страны-участники несут ответственность за своих перевозчиков. В случае недоставки товара таможенные органы вправе требовать уплаты таможенных платежей и штрафа с так называемой "гарантийной цепи МДП". В эту цепь входит уполномоченная национальная организация (в России -- АСМАП), а также привлеченные страховые фирмы.

В последние годы, по данным IRU, количество подобных случаев резко возросло. Только с начала 2002 г. ГТК РФ предъявил IRU 675 претензий на общую сумму $18,6 млн. Всего же сейчас, по версии таможни, за IRU числится более $70 млн долга.

В связи с этим IRU официально заявил, что "таможенные органы России систематически рассматривают систему МДП как безоговорочную систему платежей, потому что они неспособны установить и собрать платежи с непосредственно виновных лиц, и, следовательно, организованная преступность продолжает свою незаконную деятельность, принося ущерб честной торговле и торговцам". И предложил ГТК заключить "глобальное соглашение", согласно которому его долги перед Россией гасятся при условии единовременной компенсационной выплаты (обычно она составляет около 10%). "Можно, конечно, добиться того, что процедуры МДП в России не будет. Но потом не спрашивайте, почему международная торговля с вашей страной прекратилась", -- недвусмысленно намекнул де Претто.

Не очень-то и хотелось

Однако эти угрозы не испугали российские власти. На совместной пресс-конференции зампредседателя ГТК России Леонид Лозбенко, первый замминистра транспорта РФ Анатолий Насонов и генеральный директор АСМАП Михаил Низов заявили, что смогут найти альтернативные варианты страхования автоперевозок, а сама система МДП вовсе не так уж эффективна.

"Заявления о "неспособности российских ведомств принять адекватные меры по нейтрализации преступников" не соответствуют действительности. Благодаря принятым ГТК России, Минтрансом России и АСМАП активным согласованным мерам, направленным на профилактику нарушений процедуры МДП, в среднем на 1000 использованных на территории РФ книжек МДП приходится только одно требование об уплате таможенных платежей к международной гарантийной системе. Однако, являясь монополистом в системе МДП, IRU вместо выполнения своих обязательств стремится навязать Российской Федерации надуманное соглашение, направленное на односторонний отказ российской стороны от финансовых требований, что противоречит конвенции МДП. В связи с этим непонятно, зачем заключаются страховые договора как с международными страховщиками, так и с национальными страховыми организациями", -- говорится в их совместном заявлении.

Ультиматум IRU руководство ГТК РФ расценило как "находящийся вне рамок правового поля".

А представитель АСМАП, попросивший не называть его имени, уверил корреспондента "ДП", что даже в случае исполнения IRU своей угрозы перевозки не остановятся: "Возможно, будет несколько сложнее. Но ничего смертельного не произойдет. Все равно, даже сейчас часть машин, идущих "под МДП", попадает под полный досмотр. Можно будет применять различные схемы, например, с перегрузкой товара на границе и т.д. А наибольшие проблемы возникнут не перед российскими, а перед иностранными перевозчиками, на долю которых приходится, между прочим, свыше 60% пересечений границы РФ".

Константин Шолмов

Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям  »
Юридические статьи »
Читайте также