Государство разделит собственность

Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает "новую модель управления государственной собственностью".

По сути, чиновники попытаются взять на себя часть функций управления федеральными государственными унитарными предприятиями, количество которых в Петербурге исчисляется десятками.

"В конце января министерство начнет формировать механизм исполнения новой модели, -- сообщил начальник отдела общественных связей Минимущества РФ Александр Паршуков. -- Во-первых, министерство проведет новую классификацию федерального имущества в соответствии с нормативно установленными целями управления по каждому объекту. Во-вторых, на ее основе будет оптимизирована структура федеральной собственности, исходя из необходимости обеспечения выполнения государственных функций и задач: необходимо обеспечить последовательный уход государства из "коммерческой" ниши экономики. А то имущество, которое целесообразно сохранить в госсобственности для выполнения соответствующих функций, должно получить новый механизм управления".

Классификация будет достаточно простой: все госимущество поделят на необходимое для осуществления функций и задач государства (функционально-целевое) и на утратившее такое значение (коммерческое имущество). Однако для проведения "водораздела" придется разработать и принять федеральный закон и в очередной раз ревизовать собственность ФГУПов. Проводиться она будет специалистами Минимущества и его территориальных органов.

Тем ФГУПам, которые будут признаны "функционально-целевыми", легкой жизни ждать не придется. С 2003 года на Минимущества возложен контроль над тем, как ФГУПы распоряжаются своими активами. Министерство будет требовать от них согласования любых сделок с недвижимостью, планов участия в коммерческих и некоммерческих организациях и проведения операций с вкладами (долями) в уставном капитале и акциями иных предприятий.

Федеральные планы

"ФГУПы должны ежегодно представлять план работы, в котором будет указано, что они намерены сделать, в каких объемах, какую они должны получить прибыль, а если ее не предусмотрено, то почему. Должно быть четко прописано, какую продукцию и кому они собираются поставлять. Если такого плана ФГУП не представляет, то автоматически вся его прибыль переводится государству. Вообще вся. Наши террорганы мы настраиваем на очень жесткую работу, причем в контакте с местными органами власти и контролирующими организациями. Если поступит информация о каких-то искажениях в отчетах, создается балансовая комиссия, и ФГУП подвергается детальной проверке, -- пояснил Александр Паршуков. -- Если балансовая комиссия находит нарушения (имущество неоправданно сдавалось в аренду, неоправданно получался доход), то передает пакет документов в прокуратуру. Прокуратура же смотрит размер нанесенного ущерба, "тянет" он на уголовную отвественность или на административную".

На местном уровне

Представители петербургских ФГУПов скептически относятся к возможностям Минимущества по организации тотальных проверок.

"У нас, например, вокруг имущественного комплекса существует огромный клубок проблем. Вплоть до судебных разбирательств, -- поделилился с корреспондентом "ДП" директор одного из "оборонных" научно-исследовательских институтов, попросивший не указывать его наименования. -- Сомневаюсь, что приезжий контролер из министерства сможет с ними разобраться".

Те же ФГУПы, которые не против "отеческого" контроля, склонны, скорее, использовать его в своих целях.

"Для нас, наоборот, это даже хорошо, -- комментирует руководитель пресс-службы ФГУП "Управление федеральной почтовой службы по Санкт-Петербургу" Дмитрий Вернидуб. -- Почта сейчас в состоянии передела, мы вынуждены арендовать собственое имущество у городского КУГИ. Помощь юристов Минимущества поможет нам разобраться с этим вопросом".

Независимые эксперты, напротив, не верят, что начинание министерства может закончиться успехом.

"Задача -- повышение эффективности использования имущества -- ставится, безусловно, правильная. Но при существующем кадровом потенциале системы Минимущества, при методиках, которые используются, она нереализуема, -- считает Юрий Лаптев, генеральный директор ООО "БалтАудитЭксперт". -- Единственное фундаментальное решение проблемы -- это разгосударствление. Нужно оставить очень узкую номенклатуру предприятий, которые нельзя передавать в частные руки, и превратить их либо в казенные предприятия, либо в частные учреждения. Попытка же усилить контроль при существующем положении дел заведомо обречена на провал".

Константин Шолмов

В Минимущества разрабатывают новую классификацию госсобственности  »
Юридические статьи »
Читайте также